Деятельность СПА-центров и массажных салонов: вопросы лицензирования медицинской деятельности.
Активное развитие сферы услуг в последние годы привело к появлению огромного количества СПА-центров и салонов, предоставляющих услуги массажа. Из-за такой распространенности у потребителей зачастую стирается ассоциация между массажем и сферой медицинских услуг. Однако на нормативном уровне эта связь очевидна.
В этой статье рассмотрим правовую природу услуг массажа, лицензионные требования, предъявляемые к деятельности массажных салонов и СПА-центров, а также рассмотрим конкретные причины, из-за которых массажные услуги часто воспринимаются как бытовые. Кроме того, изучим практику правоприменительных органов, чтобы однозначно ответить на вопрос о необходимости лицензирования деятельности массажных салонов и СПА-центров.
Массаж – это медицинская или бытовая услуга?
Прежде, чем говорить о вопросах лицензирования деятельности, связанной с предоставлением услуг медицинского массажа, необходимо определиться с вопросом: всегда ли массаж – это медицинская услуга? Ответ на этот вопрос может быть как положительным, так и отрицательным. Дело в том, что действующие нормативные акты рассматривают массаж и как медицинскую услугу, и как бытовую услугу. Условия отнесения к той или иной категории – формальные. Правоприменительная практика в большинстве случаев определяет массаж именно как медицинскую услугу.
Рассмотрим нормативные акты, подтверждающие вывод о двойственной правовой природе услуг массажа:
Нормативный акт | Тип услуги | Обоснование |
---|---|---|
Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности» | Медицинская услуга | Согласно приложению к документу, медицинский массаж является видом работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность |
Приказ Минздрава России от 13.10.2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» | Медицинская услуга | Различные виды массажа (общий массаж, массаж кисти и предплечья, вакуумный массаж кожи и др.) включены в Номенклатуру, а значит относятся к медицинским услугам. |
Приказ Минтруда России от 22.12.2014 № 1069н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по предоставлению бытовых косметических услуг» | Бытовая услуга | Массаж входит в перечень бытовых услуг. |
«ГОСТ Р 55321-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги населению. СПА-услуги. Общие требования» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.11.2012 № 1605-ст) (далее – «ГОСТ Р 55321-2012»). «ГОСТ Р 55317-2012 Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги населению. СПА-услуги. Термины и определения» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.11.2012 № 1597-ст) (далее – «ГОСТ Р 55317-2012») |
Бытовая услуга | В документах содержится оговорка, согласно которой процедуры СПА-массажа осуществляются только на здоровом человеке (то есть проводится разграничение между медицинской процедурой и бытовой). |
Рассмотрим указанные нормативные акты более подробно и начнем с тех, что определяют массаж как бытовую услугу.
Массаж как бытовая услуга
Первое, что обращает на себя внимание – специфика этих актов:
- ГОСТ Р 55321-2012 и ГОСТ Р 55317-2012 – документы рекомендательного характера, их применение не является обязательным;
- Приказ Минтруда России от 22.12.2014 № 1069н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по предоставлению бытовых косметических услуг» (далее – профстандарт «Специалист по предоставлению бытовых косметических услуг») описывает лишь трудовую функцию специалиста, оказывающего такие услуги, но не определяет и не уточняет сферу деятельности. Применение профстандартов за исключением некоторых случаев также не является обязательным.
Таким образом, применение этих документов не является обязательным.
Рассмотрим профстандарт «Специалист по предоставлению бытовых косметических услуг».
В указанном профстандарте слово «массаж» встречается 25 раз. В большинстве случаев, слово «массаж» сопровождается также словом «косметический», то есть можно предположить, что авторы профстандарта таким образом пытались разграничить массаж медицинский и массаж косметический. Однако в этом же профстандарте можно встретить словосочетание «аппаратный массаж», что, напротив, отсылает нас к сфере медицинских услуг.
В остальном, указанный нормативный акт не упоминает массаж как медицинскую услугу, что, впрочем, ясно из самого названия профстандарта.
ГОСТ Р 55317-2012 содержит определения в сфере СПА-услуг. Согласно документу, массаж относится к мануальным процедурам. Отдельно упоминается СПА-массаж, который, согласно определению, является массажем, который проводится в обстановке СПА с соблюдением определенных этических и эстетических норм с целью укрепления здоровья, моделирования фигуры и/или коррекции психоэмоционального состояния клиента. К данному определению имеется важное примечание, согласно которому применения массажа в СПА на здоровых людях является его отличительной особенностью. Таким образом, ГОСТ 55317-2012 отделяет сферу СПА-услуг от медицинской деятельности.
ГОСТ Р 55321-2012 содержит классификацию СПА-услуг по различным признакам, среди которых представляется важным выделить классификацию по признаку «воздействия на клиентов» и «по объекту-исполнителю СПА-услуг». Так, выделяют:
По воздействию на клиентов | По объекту-исполнителю |
---|---|
|
|
Важно отметить, что используемая терминология никак не связывает СПА-услуги, в том числе массаж, со сферой медицинских услуг: здесь не пациент, а клиент; не медицинская организация, а объект-исполнитель. Тем не менее, предполагается воздействие на получателя услуги, в том числе, общеоздоровительное.
Также в ГОСТе приводятся категории персонала, занятые в оказании СПА-услуг, и среди этих категорий отсутствует медицинский персонал:
- СПА-директор (управляющий);
- СПА-менеджер;
- СПА-специалист;
- СПА-технолог;
- СПА-координатор;
- СПА-аттендант;
- СПА-консьерж.
Представляется, что перечисленные выше нормативные акты нуждаются в доработке, а именно, в прямом указании на сферу действия – немедицинские бытовые услуги. Необходимость подобного примечания становится очевидной после анализа нормативных актов, определяющих массаж как медицинскую услугу.
Целесообразно упомянуть также «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст), также известный как ОКВЭД. В этом документе массаж одновременно фигурирует и в качестве медицинской услуги, и в качестве бытовой услуги. Так, массаж упоминается в разделе Q под кодом 86 и в разделе S под кодом 96:
Раздел Q- деятельность в области здравоохранения и социальных услуг | Раздел S — предоставление прочих видов услуг |
---|---|
86 — Деятельность в области здравоохранения | 96 — Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг |
86.90 — Деятельность в области медицины прочая Эта группировка включает:
|
96.02 — Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты Эта группировка включает:
|
86.90.3 — Деятельность массажных салонов | 96.02.2 — Предоставление косметических услуг парикмахерскими и салонами красоты Эта группировка включает:
|
Массаж как медицинская услуга
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» под медицинской услугой понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Деятельность СПА-центров и массажных салонов отвечает, как минимум, одному критерию, содержащемуся в определении – это вмешательства, направленные на профилактику заболеваний, но медицинские ли они?
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности» медицинский массаж входит в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и подлежащих лицензированию.
Кроме того, Приказ Минздрава России от 13.10.2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» (далее – Номенклатура медицинских услуг), содержит сразу несколько позиций, касающихся массажа, и все они являются медицинскими услугами. Вот лишь некоторые из них:
Код услуги | Наименование медицинской услуги |
---|---|
A20.30.010 | Подводный душ-массаж лечебный |
A21.01.00 | Общий массаж медицинский |
A21.01.002 | Массаж лица медицинский |
A21.01.003 | Массаж шеи медицинский |
A21.01.003.001 | Массаж воротниковой области |
A21.01.004 | Массаж верхней конечности медицинский |
A21.01.004.001 | Массаж верхней конечности, надплечья и области лопатки |
A21.01.004.002 | Массаж плечевого сустава |
A21.01.004.003 | Массаж локтевого сустава |
A21.01.004.004 | Массаж лучезапястного сустава |
A21.01.004.005 | Массаж кисти и предплечья |
A21.01.005 | Массаж волосистой части головы медицинский |
A21.01.006 | Пилинг-массаж |
A21.01.007 | Вакуумный массаж кожи |
A21.01.009 | Массаж нижней конечности медицинский |
A21.01.009.001 | Массаж нижней конечности и поясницы |
A21.01.009.002 | Массаж тазобедренного сустава и ягодичной области |
A21.01.009.003 | Массаж коленного сустава |
A21.01.009.004 | Массаж голеностопного сустава |
A21.01.009.005 | Массаж стопы и голени |
Таким образом, манипуляции, выполняемые в массажных салонах и SPA-центрах, легко классифицировать как медицинские.
Отнесение массажа к категории медицинских услуг автоматически означает необходимость получения лицензии на осуществление такой деятельности.
Лицензирование медицинской деятельности по массажу
Как уже было отмечено ранее, медицинский массаж входит в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и подлежащих лицензированию.
Процедура лицензирования медицинской деятельности регламентирована следующими ключевыми нормативными актами:
Название нормативного акта | Содержание |
---|---|
Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» | Определяет лицензируемые виды деятельности, содержит основные понятия (лицензия, лицензионные требования и др.) |
Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (далее – Постановление о лицензировании) | Содержит перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, и лицензионные требования, соблюдение которых для получения лицензии обязательно. |
Приказ Минздрава России от 26.01.2015 № 21н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по лицензированию медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» | Приказ утверждает регламент процедуры лицензирования: сроки проведения, объем запрашиваемых документов и так далее. |
Процедура лицензирования является заявительной, то есть для получения лицензии необходимо обратиться с заявлением в лицензирующий орган.
Заявителями являются физические и юридические лица, имеющие намерение осуществлять или осуществляющие медицинскую деятельность, либо их представители, уполномоченные в установленном законом порядке.
Лицензирующими органами являются (пункт 2 Постановления о лицензировании):
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) в отношении: | Уполномоченные органы исполнительной власти регионов РФ в отношении: |
---|---|
|
|
Лицензионные требования при оказании услуг медицинского массажа
Задача лицензирующего органа при осуществлении процедуры лицензирования – проверить соблюдение лицом, претендующим на получение лицензии, лицензионных требований, установленных в соответствующих нормативных актах.
Перечень общих требований, предъявляемых ко всем организациям, планирующим оказание медицинских услуг, установлен Постановлением о лицензировании (пункт 4):
Категории лицензионных требований | |
---|---|
Требования к материально-техническому обеспечению | Соискатель лицензии должен подтвердить наличие отвечающих установленным законом требованиям зданий, строений, сооружений и (или) помещений на праве собственности, аренды или иных основаниях. Соискатель лицензии должен подтвердить наличие медицинских изделий и оборудования для осуществления медицинской деятельности. Медицинские изделия должны быть зарегистрированы в установленном порядке. |
Требования к образованию и стажу руководителей | Соискатель лицензии должен подтвердить наличие у руководителей медицинской организации или ее подразделений соответствующий уровень образования и необходимого стажа работы. Например, для руководителя медицинской организации:
|
Требования к штату | Соискатель лицензии должен подтвердить:
|
Требования к контролю качества | Соискатель лицензии должен подтвердить наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Для организации внутреннего контроля в организации должно быть разработано и принято соответствующее положение, определяющее, в том числе:
|
Подробное содержание отдельных категорий лицензионных требований раскрывается в Приказе Минздравсоцразвития России от 18.04.2012 № 381н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «косметология» (далее – Порядок), и, в частности, в приложениях к нему:
- Приложение № 16 – Положение об организации деятельности кабинета для проведения медицинского массажа лица и тела;
- Приложение № 17 – Стандарт оснащения кабинета для проведения медицинского массажа лица и тела
- Приложение № 18 — Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и иного персонала кабинета для проведения медицинского массажа лица и тела.
Рассмотрим указанный Порядок подробнее.
Данный Порядок обязателен как для государственных, так и для частных медицинских организаций.
В соответствии с Порядком, услуги по медицинскому массажу оказываются по назначению врача-косметолога. Средний медицинский персонал может оказывать медицинские услуги и манипуляции лишь по назначению врача.
Порядок регламентирует действия врача при первичном и при повторном обращениях пациента:
В обязанности врача входят: | |
---|---|
При первичном обращении: | При повторном обращении: |
|
|
Принципиально важно (и это во многом определяет необходимость квалификации массажа именно как медицинской услуги), что при подозрении или выявлении врачом злокачественных новообразований и иных опасных состояний пациента, он обязан направить пациента к соответствующему врачу-специалисту на дообследование. Например, при обнаружении на теле пациента потенциально злокачественного образования (деформированная родинка, пятно на коже и т.д.) врач должен направить пациента, обратившегося за медицинским массажем, на обследование к специалисту в первичный онкологический кабинет.
Далее рассмотрим приложения к Порядку, касающиеся оснащения кабинета массажа, и требований, предъявляемых к медицинским сотрудникам.
Приложение № 16 – Положение об организации деятельности кабинета для проведения медицинского массажа лица и тела:
Кабинет медицинского массажа предназначен для осуществления процедур:
- медицинского массажа лица, шеи и области декольте ручного;
- медицинского массажа тела ручного;
- массажа вакуумного;
- механотерапии (массажа автоматизированного);
- медицинского лимфодренажного массажа.
Процедуры проводятся по назначению врача. На должности среднего медицинского персонала назначаются специалисты, получившие дополнительное профессиональное образование по специальности «Сестринское дело в косметологии» или «Медицинский массаж».
Приложение № 17 – Стандарт оснащения кабинета для проведения медицинского массажа лица и тела:
Приложение № 17 – Стандарт оснащения кабинета для проведения медицинского массажа лица и тела:
Приложение № 18 — Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и иного персонала кабинета для проведения медицинского массажа лица и тела:
Приложение № 18 — Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и иного персонала кабинета для проведения медицинского массажа лица и тела:
Необходимо отметить, что Приказом Минздрава РФ от 10.02.2016 № 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием» к медицинской сестре по массажу предъявляются расширенные квалификационные требования:
- среднее профессиональное образование по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело», «Медицинский массаж»;
- профессиональная переподготовка по специальности «Медицинский массаж» при наличии среднего профессионального образования по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело».
Осуществление медицинской деятельности в салонах без лицензии
Отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельности — одно из крайне распространенных нарушений организаций и частнопрактикующих специалистов, оказывающих услуги массажа.
За оказание таких услуг без соответствующей лицензии организация может быть привлечена к административной ответственности в виде штрафа или ликвидирована. Частью 2 статьи 14.1 Кодекса административных правонарушений Российской Федерации (далее – КоАП РФ) установлены следующие размеры штрафов:
- для граждан — от 2 000 до 2 500 рублей;
- для должностных лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) — от 4 000 до 5 000 рублей;
- для юридических лиц — от 40 000 до 50 000 рублей.
Примечательно, что доказать тот факт, что ваша деятельность не является медицинской, будет крайне проблематично – контролирующие органы придерживаются формального подхода в подобных делах. Это значит, что наличие в прайсе СПА-центра или массажного салона такой услуги, как, например, массаж воротниковой зоны, автоматически приведет к административной ответственности, если не будет предъявлена лицензия на осуществление медицинской деятельности.
Рассмотрим несколько примеров из практики.
Судебный акт | Суть дела |
---|---|
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 31.08.2016 по делу № А24-2748/2016 | Прокуратура провела проверку деятельности ООО «Камчатский Цирюльникъ», в ходе которой было установлено, что организация оказывает платные услуги по массажу. Доказательством выступил прейскурант цен, согласно которому ООО «Камчатский Цирюльникъ» оказывало следующие услуги: классический общий массаж, релакс массаж головы, релакс массаж груди, релакс массаж спины, релакс массаж пояснично-крестцовой зоны и области позвоночника, лимфодренажный массаж, антицеллюлитный массаж, релакс массаж ног, релакс массаж рук, а также медовый массаж, без соответствующей лицензии. Руководствуясь действовавшей на тот момент номенклатурой медицинских услуг и нормативными актами, регламентирующими лицензирование медицинской деятельности, суд пришел к выводу о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ. |
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 31.07.2008 по делу № А03-7268/2008-10 | Управлением Роспотребнадзора была проведена проверка деятельности ИП в парикмахерской «Стиль». В ходе проверки выяснилось, что ИП оказывает медицинские услуги в виде массажа при помощи массажера — стимулятора термотерапевтического персонального NM-5000, внесенного в государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники, без лицензии на осуществление медицинской деятельности. Суд пришел к выводу, что для оказания услуги по производству такой врачебной процедуры, как массаж при помощи массажера — стимулятора термотерапевтического персонального NM-5000, Предприниматель должен иметь специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности. |
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 02.03.2015 по делу № А10-152/2015 | ИП Доржиев Ц.Ц. оказывал услуги по рефлексотерапии, частью которой является точечный массаж, без лицензии на осуществление медицинской деятельности. Суд пришел к выводу о правомерности привлечения ИП к ответственности по статье 14.1 КоАП РФ. |
Позиция правоприменительных органов однозначна – если организация или ИП предлагает услуги массажа, у такой организации или ИП должна быть лицензия на осуществление медицинской деятельности. Официальные разъяснения подтверждают данный вывод.
В 2013 году Росздравнадзор издал письмо № 16и-243/13 от 13.03.2013 «О лицензировании тайского массажа». В этом письме ведомство ссылается на разъяснения Минздрава (письмо от 20.02.2013 № 17-2/10/2-1005) о лицензировании тайского массажа. В разъяснениях ведомство акцентирует внимание на медицинском характере услуги массажа, а также ссылается на невозможность упоминания в Номенклатуре медицинских услуг «различных наименований массажа, которые могут быть сформулированы по историческим, географическим, маркетинговым и иным соображениям и признакам».
Таким образом, ключевым фактором при отнесении массажа (в том числе тайского) к медицинскому массажу следует признать характер самой услуги, манипуляции, предполагающей соответствующую квалификацию, знания и умения в области медицины у персонала в целях исключения причинения вреда здоровью человека.
Это разъяснение можно распространить и на все иные случаи, когда в перечне услуг немедицинской организации содержатся позиции, связанные с массажем. Например, «антицеллюлитный массаж», «расслабляющий массаж», «медовый массаж» и т.д. Организации и ИП, не имеющие лицензии на осуществление медицинской деятельности и предоставляющие подобные услуги, должны быть готовы к тому, что контролирующие органы квалифицируют данный факт как осуществление предпринимательской деятельности без соответствующей лицензии.
Заключение
Распространенность массажных салонов и СПА-центров сформировала специфическое восприятие этой сферы как сферы бытовых услуг. Массаж часто предлагается в комплексе со стрижками, маникюром и прочими косметическими услугами. Из-за такой повсеместности у предпринимательского сообщества сформировалась иллюзия о возможности легкого и беспрепятственного включения массажных услуг в свои прайсы. Нельзя не отметить, что существующая в нормативных актах Российской Федерации двойственность правовой природы услуг массажа выступает провоцирующим фактором для предпринимателей, не планирующих получать лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Однако незнание закона не освобождает от ответственности. Законность практики правоприменительных органов, настаивающих на медицинском характере процедуры массажа, регулярно находит подтверждение в судебных инстанциях разных уровней.
В профессиональной литературе часто можно встретить мнение о недопустимости существующего формального подхода к квалификации услуг массажа как медицинских. Авторы настаивают на том, что само по себе слово «массаж» еще не говорит о медицинском характере предлагаемой услуги. Однако в связи с отсутствием каких-либо прописанных критериев разграничения правоприменителю не остается ничего иного, кроме как искать соответствующую позицию в Номенклатуре медицинских услуг и соотносить ее с перечнями услуг, предлагаемыми организациями и ИП. Этот подход также представляет меньший риск для потенциальных пациентов – получателей услуг массажа и СПА-центров, поскольку предъявляет для организаторов таких услуг повышенные требования.
Представляется, что действующие нормативные акты, допускающие двоякое понимание правовой природы услуг массажа, нуждаются в гармонизации. У потребителей и предпринимателей должно быть сформировано четкое представление о том, какой характер носят предлагаемые услуги. Безусловно, в ситуации разночтения многие предприниматели будут оспаривать в судах решения контролирующих органов, а потребители не будут интересоваться наличием лицензии на осуществление медицинской деятельности в организациях, где они хотят получить услуги массажа.
Организациям, планирующим предоставлять населению услуги массажа и СПА-центров, можно лишь посоветовать внимательно подойти к составлению прайса и подробно изучить Номенклатуру медицинских услуг. Любое упоминание в прайсе услуги, содержащейся в том или ином виде в Номенклатуре, вызовет у проверяющих органов вопрос о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Получение лицензии на осуществление медицинской деятельности – хоть и не самый простой, но гарантированный способ избежать административной ответственности и возможной ликвидации компании.