Отдельные направления медицинской деятельности
Лицензирование работ с возбудителями инфекционных заболеваний
Лицензирование работ с возбудителями инфекционных заболеваний

Лицензирование работ с возбудителями инфекционных заболеваний

В соответствии с ФЗ № 99-ФЗ от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Федеральный закон № 99-ФЗ), а также Постановлением РФ № 317 от 16.04.2012 г. «О лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах» (далее Постановление № 317) осуществление деятельности с использованием возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (далее лицензирование работ с возбудителями инфекционных заболеваний) подлежит обязательному лицензированию в уполномоченных органах государственной власти.

С 1 января 2021 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», коснувшиеся, в том числе, и лицензирования работ с использованием возбудителей инфекционных заболеваний. Постановлением Правительства РФ от 19.11.2020 № 1883 были внесены изменения в некоторые акты Правительства РФ в части порядка представления документов для получения лицензии на использование возбудителей инфекционных заболеваний.

Изменениями, внесенными в Положение о лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных установлено, в частности, что для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее МФЦ), если соответствующая услуга предоставляется через МФЦ в соответствии с законодательством РФ, заявление и документы (копии документов), указанные в части 1 и пункте 4 части 3 статьи 13 Федерального закона № 99-ФЗ.

Изменился подход к вопросу предоставления информации о лицензиях, путем внедрения механизма предоставления выписок из реестра лицензий. На данный момент лицензирование производится по реестровой модели (п. 2 ст. 3 Федерального закона № 99-ФЗ).

С 1 января 2021 года произошла отмена выдачи лицензий на специальных бланках строгой отчетности, так называемых бумажных лицензий, а также лицензий, предоставляемых ранее в электронной форме.

Теперь лицензирование осуществляется в формате «предоставления» лицензии, то есть внесения записи о предоставлении лицензии в специальный реестр лицензий, без выдачи ее в форме бумажного или электронного документа. Днем предоставления лицензии считается тот день, когда лицензирующим органом была внесена запись об этом в реестр, сведения о лицензиях получают статус открытых данных.

Таким образом, с введением в действие указанных выше нормативно-правовых нововведений выдача лицензий на бумажном носителе больше не осуществляется. При этом любое заинтересованное лицо на основании соответствующего заявления вправе получить выписку из реестра лицензий либо в форме бумажного документа, либо в форме электронного документа.

Попробуем детально разобраться во всех тонкостях сферы лицензирования работ с возбудителями инфекционных заболеваний и конкретизировать появившиеся в этой процедуре нововведения.

Перечень выполняемых (оказываемых услуг), которые составляют деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний

К видам деятельности работ с возбудителями инфекционных заболеваний, подлежащих лицензированию относятся работы (или оказываемые услуги), указанные в Приложении к Постановлению № 317. Нормами Приложения к таким работам отнесены, в частности:

  • экспериментальные, диагностические исследования, производственные работы, хранение микроорганизмов, их производственных, музейных штаммов и материала зараженного или с подозрением на зараженность I — IV групп патогенности, ядов биологического происхождения зараженность II — IV групп патогенности, простейших III — IV групп патогенности;
  • экспериментальные исследования, диагностические исследования (за исключением отбора проб продукции животного происхождения для лабораторных исследований и обязательной трихинеллоскопии, проводимых в рамках ветеринарно-санитарной экспертизы организациями, подведомственными уполномоченным в области ветеринарии органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации), производственные работы, хранение гельминтов, их производственных, музейных штаммов и материала зараженного или с подозрением на зараженность III — IV групп патогенности;
  • диагностические исследования, производственные работы, хранение санитарно-показательных микроорганизмов III — IV групп патогенности;
  • генетические манипуляции на молекулярном, клеточном уровнях для создания генно-инженерно-модифицированных организмов (вирусов, микроорганизмов);
  • генетические манипуляции на молекулярном, клеточном уровнях для генодиагностики и генной терапии (генотерапии) применительно к человеку;
  • работы по лабораторным, клиническим, опытно-промышленным испытаниям генно-инженерно-модифицированных организмов;
  • утилизация отходов генно-инженерной деятельности.

Основные нормативно-правовые акты, регулирующие лицензирование работ с возбудителями инфекционных заболеваний

Основные положения относительно лицензионных требований содержатся в Постановлении Правительства РФ № 317.

Также нормативно-правовыми актами, регулирующих сферу получения лицензии на работу с возбудителями инфекционных заболеваний, являются:

  • ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
  • ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Постановление Правительства РФ от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг».
  • Приказ Роспотребнадзора от 30.11.2020 № 785 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах» (далее Административный регламент № 785).

Указанным приказом обновлен порядок лицензирования деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах.

Данный Административный регламент № 785 устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых Роспотребнадзором и ее территориальными органами при лицензировании деятельности, определяет порядок взаимодействия между должностными лицами Роспотребнадзора и его территориальными органами, а также порядок взаимодействия Роспотребнадзора и его территориальных органов с иными органами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при предоставлении государственной услуги.

До вступления в силу нового Административного регламента, действовал Административный регламент, который был утвержден Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 № 771

Основные положения лицензирования работ с возбудителями инфекционных заболеваний

Полномочия по лицензированию работ с возбудителями инфекционных заболеваний возложены на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения (Роспотребнадзор) и его территориальные органы.

Вся информация по вопросу лицензирования, включая форму заявления на предоставление лицензии, опись прилагаемых документов, образец заполнения заявления, образцы платежных поручений с размерами государственных пошлин, размещена на официальном сайте Роспотребнадзора (www.rospotreb№ adzor.ru) в разделе «Государственные услуги», подраздел «Лицензирование отдельных видов деятельности».

Формирование заявления осуществляется заявителем посредством заполнения на Едином портале его электронной формы и прикрепления к нему электронных образцов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, без необходимости дополнительной подачи заявления в виде документа на бумажном носителе.

Заявление о предоставлении лицензии составляется и подписывается руководителем юридического лица либо индивидуальным предпринимателем по форме согласно приложению № 1 к Административному регламенту № 785. Заявление на переоформление лицензии необходимо заполнять по форме № 2 Приложения к Административному регламенту № 785.

В заявлении указываются лицензируемый вид деятельности в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона 99-ФЗ, который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности в соответствии с пунктом 3 Постановления № 317.

В свою очередь, после принятия положительного решения о выдаче соискателю лицензии и внесения соответствующих данных в реестр лицензий, заявителю предоставлено право на получение выписки из реестра лицензий: в форме электронного документа или на бумажном носителе. При этом выписка из реестра лицензий на бумажном носителе предоставляется на платной основе. Размер такой платы, порядок ее взимания, случаи и порядок возврата установлен приказом Минэкономразвития России от 06.11.2020 № 742 «Об установлении размера платы за предоставление выписки из реестра лицензий на бумажном носителе, порядка ее взимания, случаев и порядка возврата». Размер платы за предоставление выписки из реестра лицензий на бумажном носителе составляет 3 000 рублей.

Выписка из реестра лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа, предоставляется без взимания платы.

Типовая форма выписки из реестра лицензий, требования к формированию электронной формы выписки и Правила формирования и ведения реестра лицензий, включая состав сведений и порядок их внесения в реестр, установлены постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2343.

Список документов, необходимых для получения лицензии

Вместе с заявлением о выдаче лицензии заявителем предоставляются копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании зданий и помещений, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, — сведения об этих зданиях и помещениях). Эти помещения здания должны отвечать требованиям Федерального закона от 05.07.1996 № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности».

Также необходимо предоставить документы, подтверждающие наличие у соискателя оборудования и материально-технического оснащения, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности.

К заявлению помимо всего прочего необходимо приложить документы, касающиеся профессионального образования, в частности документы, подтверждающие наличие соответствующего профессионального образования, дополнительного профессионального образования и стажа работы по специальности:

  • у руководителя юридического лица или его заместителя либо руководителя структурного подразделения, ответственных за осуществление лицензируемой деятельности — высшего образования или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации в объеме не менее 72 часов по специальности «бактериология», «вирусология», «паразитология» или «микробиология», отвечающих требованиям и характеру заявленных работ, и стажа работы по специальности не менее 3 лет (подпункт «в» пункта 4 Постановления № 317);
  • у индивидуального предпринимателя — высшего образования или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации в объеме не менее 72 часов по специальности «бактериология», «вирусология», «паразитология» или «микробиология», отвечающих требованиям и характеру заявленных работ, и стажа работы по специальности не менее 3 лет (подпункт «д» пункта 4 Постановления № 317).
  • соответствующего профессионального образования и дополнительного профессионального образования у специалистов в штате соискателя лицензии (высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации в объеме не менее 72 часов по специальности «бактериология», «вирусология», «паразитология» или «микробиология»), отвечающих требованиям и характеру заявленных работ (подпункт «г» пункта 4 Постановления № 317).

Лицензионные требования включают в себя помимо требований к наличию зданий, помещений, оборудования и профессионального образования, также требования к соблюдению лицензиатом санитарных правил и норм по обеспечению безопасности работ, проводимых с возбудителями инфекционных заболеваний человека и животных, в соответствии с ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Если лицензиат выполняет работы в соответствии с пунктами 6 — 9 приложения к Постановлению № 317, он обязан соблюдать требования санитарных правил по обеспечению безопасности работ, проводимых с генно-инженерно-модифицированными организмами III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемых в замкнутых системах, в соответствии с ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности».

Круг заявителей в сравнении с тем, что был указан в предыдущим регламенте, не изменился, ими являются юридические лица и ИП, желающие заниматься деятельностью с использованием возбудителей инфекционных заболеваний. Единственное в новом регламенте добавили в круг заявителей, желающих получить информацию о конкретно выданной лицензии индивидуальных предпринимателей (ранее были указаны физические и юридические лица).

Согласно п. 11 Административного регламента результатами предоставления государственной услуги являются:

  1. предоставление (отказ в предоставлении) лицензии;
  2. переоформление (отказ в переоформлении) лицензии;
  3. прекращение действия лицензии;
  4. предоставление сведений о конкретной лицензии.

Исключили из списка результатов выдачу дубликата, так как теперь лицензия не выдается на бумажном носителе, отпала необходимость в выдаче ее дубликата в случае утери бумажного носителя. Также нет теперь пункта, предусматривающего внесение сведений о соискателе лицензии, лицензиате в рамках осуществления отдельных административных процедур в реестр лицензий, так как любые изменения производятся в рамках переоформления лицензии. Из формулировки убрали решение о приостановлении действия лицензии, возобновлении действия лицензии и аннулировании лицензии.

Что касается сроков, то в целом здесь существенных изменений нет, не в части общего срока, установленного для принятия решения о выдаче (отказе) лицензии (45 рабочих дней), ни в переоформлении лицензии, при котором срок составляет 10 рабочих дней. В случае переоформления лицензии по причине намерения лицензиата осуществлять деятельность по адресу, не указанному в лицензии или в связи с необходимостью внесения изменения в перечень выполняемых работ или в случае переименования вида выполняемых работ (оказания услуг) срок будет составлять 30 рабочих дней. Срок на принятия решения в связи с прекращением вида деятельности лицензиата, на который предоставлена лицензия, не может превышать 10 рабочих дней.

Изменился срок предоставления сведений о конкретной лицензии или справки об отсутствии запрашиваемых сведений, он сократился с 5 дней до трех.

Как и ранее, заявитель по своему усмотрению вправе предоставить или не предоставить документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов. В случае непредставления данных документов, Роспотребнадзор проверяет наличие и (или) достоверность таких документов путем обращения к информационным ресурсам соответствующих государственных органов или посредством межведомственного электронного взаимодействия. Таким образом, непредставление заявителем документов (сведений, находящихся в распоряжении иных органов государственной власти или органов местного самоуправления), не является основанием для отказа заявителю в предоставлении государственной услуги.

Ранее Административный регламент предусматривал в качестве оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, указание в заявлении о предоставлении государственной услуги вида деятельности, лицензирование которого не осуществляется Роспотребнадзором (его территориальным органом)

Согласно п. 28 нового Административного регламента № 785 оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления приема документов, не предусмотрено.

Что касается оснований для приостановки и отказа в выдаче лицензии или ее переоформлении, то здесь, как и ранее, оснований для приостановки регламент не предусматривает.

Раньше основанием для отказа в выдаче или переоформлении лицензии являлось непредоставление соискателем лицензии (лицензиатом) надлежащим образом оформленного заявления о выдаче лицензии (переоформлении лицензии) и в полном объеме прилагаемых к нему документов в срок, установленный для указанных целей Роспотребнадзором (его территориальным органом). Сейчас в новом регламенте, в частности, в п. 30 перечень оснований расширен. Так основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги, предусмотренными в части предоставления (переоформления) лицензии являются:

  • наличие в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении о предоставлении (переоформлении) лицензии и (или) прилагаемых к заявлению документах недостоверной или искаженной информации;
  • установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии, лицензиата лицензионным требованиям, установленным Положением о лицензировании.

Новый Административный регламент в пункте 31 устанавливает, что основания для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги в части прекращения действия лицензии законодательством Российской Федерации не предусмотрены.

Состав, последовательность, сроки выполнения административных процедур (действий)

Так как поменялся перечень возможных результатов, связанных с предоставлением услуг по лицензированию работ c использованием возбудителей инфекционных заболеваний, то поменялся и состав выполняемых процедур при оказании данной государственной услуги. Из списка были исключены такие действия как выдача дубликата лицензии или ее копии, а также были исключены приостановка действия лицензии, возобновление и аннулирование лицензии. В свою очередь, были добавлены такие действия как предоставление сведений о конкретной лицензии или справки об отсутствии запрашиваемых сведений и исправление допущенных опечаток и (или) ошибок в результате предоставления государственной услуги.

В силу того, что сейчас все документы принимаются в электронном виде, изменилась и сама процедура принятия заявления и документов на выдачу, переоформление лицензии или выдаче информации о конкретной лицензии, отпала необходимость лицензирующему органу лично принимать документы или обрабатывать документы, которые поступают посредством почтовых документов. Теперь единственным основанием для начала административной процедуры является поступление в лицензирующий орган заявления и документов в электронной форме.

В случае, если специалист, который принимает заявление и документы, установит, что они поданы с нарушением требований или предоставлен неполный объем документов, то документы в течение трех рабочих дней возвращаются заявителю обратно.

Если с заявлением и документами все в порядке, то такое заявление регистрируется и заявителю выдается копия описи с отметкой о дате приема.

С переходом на полный электронный документооборот при выдаче (переоформлении) лицензии изменилась и процедура рассмотрения документов, необходимых для принятия решения о предоставлении лицензии (отказе в ее выдаче) и переоформлении лицензии.

Согласно п. 64 Административного регламента № 785 изначально уполномоченный специалист-эксперт проверяет наличие или отсутствия оснований для отказа в предоставлении или переоформлении лицензии, в том числе путем проверки соответствия соискателя лицензии, лицензиата лицензионным требованиям.

Если будет принято решение об отказе в предоставлении (переоформлении) лицензии лицензирующий орган вручает в течение 3 рабочих дней со дня принятия этого решения соискателю лицензии (лицензиату) или направляет соискателю лицензии (лицензиату) по его выбору заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, уведомление об отказе в предоставлении (переоформлении) лицензии с мотивированным обоснованием причин отказа и со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа.

Если причиной отказа является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям, установленным пунктами 4 — 5 Постановления № 317, высылаются реквизиты акта проверки.

Если с пакетом документом все в порядке, соискатель лицензии или лицензиат соответствуют всем лицензионным требованиям, то Роспотребнадзор принимает решение предоставить (или переоформить) лицензию. На основании уже этого решения вносится соответствующая запись в реестр лицензий сразу же в день регистрации Приказа Роспотребнадзора. Затем в течение 3-х рабочих дней заявителю направляется уведомление о предоставлении (переоформлении) лицензии либо в форме электронного документа или на бумажном носителе заказным письмом (по выбору заявителя).

Если изначально в заявлении было указано о желании заявителя получить вместе с уведомлением и выписку из реестра лицензий, то предоставляется еще и выписка в электронном виде или на бумажном носителе (если об этом было указано в заявлении).

В ходе проведения процедуры проверки документов и заявления проверяющим специалистом формируется лицензионное дело.

Нормы нового Административного регламента предусматривают теперь только одно основание для прекращения действия лицензии – это заявление непосредственно от самого лицензиата (ранее основаниями для прекращения действия лицензии являлись сведения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, о дате внесения в соответствующий единый государственный реестр записи о прекращении юридическим лицом деятельности, а также выписки из вступившего в законную силу решения суда об аннулировании лицензии).

Согласно п. 81 Административного регламента № 785 заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности предоставляется или направляется лицензиатом, имеющим намерение прекратить этот вид деятельности, не позднее чем за 15 календарных дней до дня фактического прекращения лицензируемого вида деятельности лицензиата.

Сведения о прекращении действия лицензии вносятся в реестр лицензий в день принятия соответствующего решения.

Таким образом, современный способ получения и переоформления лицензии предусматривает направление заявителю:

  • уведомление о приеме и регистрации заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
  • уведомление о начале процедуры предоставления государственной услуги;
  • уведомление о результатах рассмотрения документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
  • уведомление о мотивированном отказе в предоставлении услуги.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Роспотребнадзора и его территориальных органов

Ранее в Административный регламент был включен перечень оснований для обжалования во внесудебном порядке. Он был указан в п. 124. Сейчас какой-либо перечень оснований для жалобы заменен формулировкой: «заявитель имеет право обжаловать в досудебном (внесудебном) порядке решения и действия (бездействие) территориального органа Роспотребнадзора, предоставляющего государственную услугу, и его должностных лиц, принятые и (или) осуществляемые ими при предоставлении государственной услуги, если, по его мнению, такие решения, действия или бездействие нарушают его права». Такое обжалование осуществляется по основаниям и в порядке статей 11.1 и 11.2 ФЗ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Подача жалобы регулируется нормами разных правовых актов, в зависимости от того, в отношении кого подается эта жалоба. Если жалоба подается на решения и действия территориальных органов Роспотребнадзора, то здесь необходимо руководствоваться главой 2.1 ФЗ № 210-ФЗ. В этом же ФЗ и содержится перечень оснований для подачи жалобы, общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы (предмет досудебного (внесудебного) обжалования).

Жалоба на решения руководителя территориального органа Роспотребнадзора и его действия (бездействие) подается в Роспотребнадзор и рассматривается им в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2012 № 840.

Обязательному размещению на стендах в местах предоставления государственной услуги, на Едином портале, на информационных ресурсах Роспотребнадзора и его территориальных органов в сети Интернет подлежит информация для заинтересованных лиц:

  1. об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и (или) решений, принятых (осуществленных) в ходе предоставления государственной услуги (далее — жалоба);
  2. об органах государственной власти, организациях и уполномоченных на рассмотрение жалобы лицах, которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке;
  3. о способах информирования заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы, в том числе с использованием Единого портала;
  4. о перечне нормативных правовых актов, регулирующих порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) Роспотребнадзора и его территориальных органов, а также его должностных лиц.

В условиях развития системы электронного взаимодействия между органами государственной власти и получателями тех или иных государственных услуг сама подача жалобы во внесудебном порядке дело технически несложное и не требует много временных затрат. В случае отказа в приеме документов или предоставлении услуги, нарушении сроков предоставления услуги или требования дополнительных документов или оплаты, жалоба заинтересованным лицом может быть подана через портал Госуслуг.

Постановление Правительства РФ от 20.11.2012 № 1198 «О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг» (вместе с «Положением о федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг») было принято еще в 2012 году, но вот функционировать сама информационная система стала не так давно.

Если абстрагироваться от тематики выдачи лицензии на работы с возбудителями инфекционных заболеваний, то интересен тот факт, что с 01.07.2021 года на Госуслугах реализована возможность в досудебном порядке обжаловать решения многих контролирующих органов. Для этого достаточно заполнить форму в соответствующем разделе на портале Госуслуг. При заполнении формы автоматически из личного кабинета контролируемого лица подтягивается информация о проверках, доступных для обжалования. Порядок рассмотрения жалоб — единый для всех органов власти, включая и органы Роспотребнадзора.

С 01 января 2023 года порядок обжалований действий (бездействий) органов государственной и муниципальной власти через портал, используя информационную систему, станет обязательной для всех видов контроля.

Активная реализация проекта по обжалованию действий (бездействий) государственных и муниципальных органов начала осуществляться по причине того, что с 1 июля 2021 г. вступил в силу ФЗ от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ, согласно которому для ряда федеральных органов исполнительной власти досудебное обжалование становится обязательным. Такой порядок означает, что без прохождения обязательной процедуры досудебного обжалования контролируемое лицо не вправе обратиться в суд.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

Возвращаясь к теме лицензирования работ с возбудителями инфекционных заболеваний и резюмируя вышесказанное можно констатировать, что отказы в выдаче (или переоформлении) лицензии можно оперативно обжаловать, использую нововведённые возможности портала Госуслуг и там же отследить статус этой жалобы и оперативно ознакомиться с результатом ее рассмотрения.

За сферу контрольно-надзорной деятельности и порядка обязательного обжалования действий (бездействий) государственных органов при ее осуществлении можно тоже порадоваться, так как возможность использования электронного способа подачи досудебной жалобы значительно упростит жизнь подконтрольных субъектов. Ведь получив лицензию на работы, связанные с возбудителями инфекционных заболеваний, деятельность лицензиата становится объектом для осуществления в ее отношении контрольно-надзорных функций по осуществлению лицензионного контроля со стороны соответствующих органов государственной власти. Поэтому новые возможности сервиса Госуслуг при обжалованиях действий (бездействий) лицензирующих органов как при выдаче лицензии, так и при возможном последующем обжаловании действий контрольно-надзорных органов при осуществлении лицензионного контроля окажутся весьма востребованы будущими и действующими лицензиатами.

Заключительные положения

Работа с использованием возбудителей инфекционных заболеваний является источником повышенной опасности и для тех, кто с ними работает и для окружающей среды. В нашей стране виды деятельности, сопряженные с риском причинения вреда, подлежат обязательному лицензированию.

В законодательном плане в настоящее время можно констатировать факт, что административная реформа осуществляется огромными темпами, «регуляторная гильотина» проводится полным ходом. Переход на цифровой формат взаимодействия органов государственной власти с физическими и юридическими лицами в нашей стране проникает постепенно во все сферы жизнедеятельности. Государство стремится перейти в максимальной степени исключительно на электронную систему оказания государственных и муниципальных услуг.

Новый Административный регламент № 785 также направлен на модернизацию системы лицензирования работ с использованием возбудителей инфекционных заболеваний. Несомненно, для получателей услуг это должно стать плюсом, ведь целью перехода на электронный способ взаимодействия с органами, предоставляющими государственные услуги являются:

  • повышение уровня качества и доступности государственных услуг;
  • повышение уровня удовлетворенности получателей государственных услуг их качеством и доступностью;
  • ориентация органов государственной власти и их служащих на интересы получателей государственных;
  • повышение уровня открытости деятельности органов государственной власти;
  • создание дополнительных стимулов для результативной деятельности государственных органов, их служащих в сфере предоставления государственных услуг;
  • укрепление доверия к органам государственной власти. .

Административные регламенты должны задавать «шкалу» качества предоставления услуги, что крайне важно для органов государственной власти, у которых нет объективных рыночных измерителей результативности. Принятие новых административных регламентов позволяет создавать постоянно действующий механизм совершенствования исполнения органами государственной власти процессов предоставления услуг, что в свою очередь возможности предоставления услуг без необходимости личного посещения.

В то же время, стоит сказать, что, не смотря на упрощение процедуры получения или переоформления лицензии на работы с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, сами лицензионные требования не изменились, как и прежде от их полного выполнения зависит результат получения лицензии или переоформления. Для выполнения всех требований, предъявляемых к соискателю лицензии и лицензиату необходимо обладать комплексными знаниями и в области лицензионного законодательства, и в сфере санитарно-эпидемиологических норм и требований, которые предъявляются к организациям и ИП, осуществляющим данный вид деятельности.

Процесс выполнения всех лицензионных требований осложняется тем, что современное российское законодательство находится в процессе масштабного реформирования и многие правовые нормы меняются столь стремительно, что не всегда возможно вовремя отследить и изучить все нововведения. Самому разобраться с таким количеством нормативных требований крайне сложно, поэтому для получения лицензии на работы с возбудителями инфекционных заболеваний настоятельно рекомендуется обращаться к правовым специалистам, которые могут проверить, соответствует ли соискатель или лицензиат всем лицензионным требованиям, а также смогут предложить рекомендации по устранению найденных несоответствий.

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ