Когда врач обязан информировать полицию о пациенте

Когда врач обязан информировать полицию о пациенте

Что говорит закон?

Как известно, в определенных законом случаях администрация и сотрудники медицинских учреждений обязаны информировать полицию о поступлении к ним пациентов, в отношении которых имеются подозрения о факте совершения ими, либо в отношении них, преступления.

Прежде всего, речь идет о пациентах с явными следами механических и/или нанесенных другими лицами повреждений, травм, ранений и других нарушений здоровья, происхождение которых может быть связано с совершением насильственных действий. Причем, наличие различного рода травм, повреждений, увечий и другого рода явных или косвенных признаков причинения насилия может указывать как на то, что пациент стал жертвой совершения преступления, так и на то, что он сам является преступником или соучастником совершенного преступления (как пример, наличие шрамов и ранений как следов борьбы).

Необходимость донесения сотрудниками медицинских и лечебных учреждений данных сведений до органов правопорядка, объясняется как требованиями, установленными в различных нормативно-правовых актах, связанных со сферой здравоохранения, так и с положениями уголовно-процессуального кодекса. Так, статья 20 УПК РФ предусматривает возбуждение уголовного дела при отсутствии жалоб со стороны потерпевшего (так называемые дела публичного обвинений).

В свою очередь, статья 13 Федерального закона от 21.11.2011323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регламентирует понятие врачебной тайны как: «сведений о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, а также иных сведений, полученных при его медицинском обследовании и лечении» (п.1). По общему правилу, разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей не допускается. Тем не менее из этого правила существует ряд законодательно зафиксированных исключений.

Пункт 4 упомянутой статьи предусматривает исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых сотрудниками медицинских учреждений допускается предоставление сведений, составляющих врачебную тайну без согласия гражданина или его законного представителя.

К обстоятельствам, при которых допускается разглашение врачебной тайны сотрудникам правоохранительных органов, относятся следующие случаи. Согласно п.п. «3)» пункта 4 статьи 13 указанного ФЗ предоставление сведений, составляющих врачебную тайну допускается:

  • по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;
  • по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора;
  • по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;
  • по запросу органа уголовно-исполнительной системы связи с исполнением осужденным обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию

Согласно пункту 5 данной статьи сообщение сведений, составляющих врачебную тайну также допустимо в целях информирования органов внутренних дел:

а) о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;

б) о поступлении пациента, который по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может сообщить данные о своей личности;

в) о смерти пациента, личность которого не установлена;

Таким образом, мы можем видеть, что законодатель предусмотрел возможность разглашения сведений, составляющих врачебную тайну как в случае наличия уже действующего уголовного преследования (включая этап исполнения наказания), так и в ситуациях, когда имеется всего лишь подозрение о наличии факта совершенного преступления.

Тем не менее, установленная законодателем формулировка о допустимости разглашения сведений составляющих врачебную тайну при наличии достаточных оснований полагать, что вред здоровью пациента был причинен в результате противоправных действий излишне расплывчата. Так, правоохранительные органы временами интерпретируют её крайне широко и начинают требовать от врачей разглашения врачебной тайны даже в случаях, когда вероятность совершения преступления в отношении пациента минимальна. Учитывая это, становится ясно что нормы ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ», касающиеся разглашения врачебной тайны правоохранительным органам требуют существенных дополнительных пояснений. Прежде всего, это связано с необходимость установления четких критериев того, когда врач может полагать что было совершено преступление, о котором необходимо информировать полицию (само наличие травм и нарушений здоровья не указывает автоматически на совершение преступления). Помимо этого, необходимо четкое разграничение тех функций, которые возлагаются на врача, следователя и судебно-медицинского эксперта, о чем будет сказано далее.

Врач или следователь?

Так, учитывая имеющиеся недостатки в законодательстве, Министерством здравоохранения Российской Федерации был издан Приказ от 24 июня 2021 г. № 664н «Об утверждении порядка информирования медицинскими организациями органов внутренних дел в случаях, установленных пунктом 5 части 4 статьи 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В соответствии с текстом нового Приказа, сотрудники медицинских организаций передают сведения в правоохранительные органы: о поступлении (обращении) пациентов в случаях наличия у них следующих признаков причинения вреда здоровью в результате совершения противоправных действий:

  1. огнестрельные ранения, в том числе полученные при неосторожном обращении с оружием и боеприпасами;
  2. ранения и травмы, полученные при взрывах и иных происшествиях, разрешение заявлений и сообщений, о которых отнесено к компетенции органов внутренних дел;
  3. колотые, резаные, колото-резаные, рваные раны;
  4. переломы костей, гематомы, ушибы мягких тканей;
  5. гематомы внутренних органов;
  6. ушибы, сотрясения головного мозга;
  7. повреждения, связанные с воздействием высоких или низких температур, высокого или низкого барометрического давления;
  8. механическая асфиксия;
  9. поражения электрическим током;
  10. отравления наркотическими средствами, ядовитыми веществами, психотропными, токсичными, сильнодействующими, одурманивающими и (или) другими психоактивными веществами, в том числе алкоголем;
  11. признаки проведения вмешательства с целью искусственного прерывания беременности (аборта) вне медицинской организации, имеющей соответствующую лицензию;
  12. признаки изнасилования и (или) иных насильственных действий сексуального характера;
  13. истощение;
  14. иные признаки причинения вреда здоровью, в отношении которых есть основания полагать, что они возникли в результате противоправных действий.

Данный перечень является перенесенным без изменений из текста предыдущего Приказа, за исключением десятого пункта перечня, дополненного формулировкой об отравлении алкоголем. Как возможно видеть, наиболее уязвимым моментом формулировок законодателя является положение о том, что, медицинские организации сообщают данные сведения при наличии признаков причинения вреда здоровью в результате совершения противоправных действий.

Таким образом, законодатель упускает из виду что на момент поступления пациентов с данными нарушениями здоровья может быть неясно получены повреждения в результате противоправных действий или же в следствие несчастно случая, бытовой травмы и т.д. Представляется, что существенными для установления факта возможного совершения преступления являются те обстоятельства, при которых пациент был госпитализирован либо обратился на амбулаторный прием, его психическое состояние и психологический настрой и другие аспекты поведения. Так, в случае госпитализации пациента, найденного без сознания в общественном месте с закрытой черепно-мозговой травмой, не всегда можно доподлинно установить появилась ли она результатом насильственных действий либо получена в результате падения. Так или иначе, но выяснение всех данных обстоятельств едва ли входит в круг обязанностей лечащего врача.

Стоит также отметить, что фактически, законодатель перекладывает на врачей компетенции следственных органов предоставляя им как право, так и необходимость определять в каких случаях нарушения здоровья связанны с бытовыми ситуациями, а в каких с признаками преступления. Так, очевидно, что полученные огнестрельные ранения, раны от холодного оружия другие тяжелые ранения и травмы, требуют расследования полицией. Однако, такие состояния как отравления различными веществами, поражения электрическим током или другими факторами внешней среды, а также такое не совсем медицински корректно сформулированное состояние как «истощение», далеко не всегда могут быть следствием каких-либо преступлений. Таким образом, законодатель, ставит врача в положение следователя, когда ему необходимо определить могут ли быть связаны нарушения здоровья с каким-либо совершенным преступлением. Излишняя внимательность и осторожность врачей, в этом случае, может приводить к перегрузке правоохранительной системы, когда врачи, соблюдая требования законодательства, инициируют криминальные расследования по бытовым ситуациям.

Также, требует дополнительных прояснений и комментариев пункт 14) данного Приказа, в соответствии с которым перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен любыми иными признаками. Как возможно увидеть, в качестве данных «иных признаков» может выступить все что угодно. Данный факт, в свою очередь, дает возможность правоохранительным органам требовать от врачей информирования в отношении практически любых поступающих пациентов.

В целом, несмотря на некоторые недочеты упомянутые выше, сформулированные законодателем признаки причинения вреда здоровью при наличии которых необходимо информировать органы внутренних дел, предстают как логичные и обоснованные. Тем не менее, представляется что сообщение сведений в правоохранительные органы при наличии данных признаков должно происходить не автоматически, а при наличии тщательного опроса и обследования врачом (так, наличие признаков отравления психоактивными веществами, истощения, поражения электрическим током, травм и ушибов и т.д. далеко не всегда является следствием совершения преступления).

Стоит отметить, что помимо следственных функций, законодатель также в определенной степени возлагает на врача обязанности судебно-медицинского эксперта. Так, в случае поступления пациентов со следами ушибов, гематом и других повреждений врач, исходя из текста Приказа, должен оценить могли ли они быть получены в результате совершения преступления (следственная работа), а также возможно ли эти повреждения квалифицировать как побои либо легкий/средний/тяжкий вред здоровью (работа судебно-медицинского эксперта). Конечно, возможно допустить что врач должен действовать бездумно и сразу информировать полицию при наличии любых незначительных нарушений здоровья, представленных в тексте Приказа, однако, как мы уже указали ранее, такое поведение медицинских работников может привести к перегрузке работы правоохранительной системы.

Информирование полиции о несовершеннолетних пациентах

Весьма деликатными также являются вопросы информирования врачами сотрудников полиции в случае поступления несовершеннолетних пациентов с указанными в тексте Приказа нарушениями здоровья. В частности, это касается пунктов 11 и 12 статьи 1 Приказа:

  • признаки проведения вмешательства с целью искусственного прерывания беременности (аборта) вне медицинской организации, имеющей соответствующую лицензию;
  • признаки изнасилования и (или) иных насильственных действий сексуального характера.

В связи с данным вопросом, ранее Министерством здравоохранения уже было сформулировано пояснительное Письмо от 5 декабря 2018 г. № 15-4/4315-07: «О соблюдении врачебной тайны при информировании правоохранительных органов об обстоятельствах частной жизни несовершеннолетних».

В данном письме, Минздрав делает акцент на том, что: «Соблюдение врачебной тайны является одним из основных принципов охраны здоровья и основано на конституционном праве на неприкосновенность частной жизни и личную тайну».

Также, Минздрав разъясняет что сам факт поступления пациентов с прерванной беременностью и наличие сведений о несовершеннолетних, живущих половой жизнью, не означает факта причинения вреда здоровью. В связи с этим, Минздрав отмечает, что:

«Кроме того, в настоящее время отсутствуют обоснованные данные, позволяющие однозначно квалифицировать признаки совершения с несовершеннолетним пациентом, не состоящим в зарегистрированном браке, полового сношения и (или) иных действий сексуального характера как действий, наносящих вред его здоровью, в связи с чем медицинская организация должна будет проводить оценку возможности отнесения указанных действий к противоправным и на этом основании информировать органы внутренних дел о поступлении такого пациента».

Таким образом, здесь мы снова сталкиваемся с тем, что законодатель помимо основных обязанностей по диагностике и лечению также обязует врача проводить работу следователя и судебно-медицинского эксперта. В случае с несовершеннолетними пациентами, в отношении которых имеются подозрения о факте сексуального насилия либо прерванной беременности, это также осложняется возрастом пациентов и наличием у них родителей, чье мнение также стоит учитывать.

Ввиду этого, Минздрав указывает, что в тех случаях, когда нет явных признаков совершения преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних: «предоставление сведений о состоянии здоровья гражданина, в том числе о случаях беременности несовершеннолетних и (или) о несовершеннолетних, живущих половой жизнью, правоохранительным органам Российской Федерации возможно только при наличии письменного согласия гражданина или его законного представителя».

Порядок и сроки уведомления

Отличительной чертой нового текста Приказа по сравнению с ранее действующим, является наличие положения о извещении в форме электронного документа. Так, в соответствии с текстом Приказа, руководитель медицинской организации организует работу по передаче в орган МВД России сведений о пациентах с неустановленной личностью либо подозрительных в отношении совершения противоправных действий, и назначает медицинских работников, ответственных за своевременное информирование органов МВД России (далее — ответственный медицинский работник).

При поступлении подобного пациента, а также в случае смерти пациента, личность которого не установлена, ответственный медицинский работник передает в течение одних суток об этом информацию в орган МВД России телефонограммой. Затем, в течение суток должно быть направлено Извещение в форме электронного документа или на бумажном носителе (при отсутствии технической возможности сформировать электронный документ).

Извещение на бумажном носителе подписывается ответственным медицинским работником, оформившим Извещение, с указанием его ФИО, заверяется круглой печатью медицинской организации (при наличии) и направляется в орган МВД России.

Извещение в форме электронного документа формируется с использованием медицинской информационной системы, и направляется посредством ЕГИСЗ с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в информационную систему МВД России.

Извещение включает в себя:

  1. фамилия, имя, отчество (при наличии), возраст (при наличии таких сведений);
  2. адрес регистрации по месту жительства либо по месту пребывания, место фактического проживания (при наличии таких сведений);
  3. дата, время поступления (обращения) пациента;
  4. адрес, с которого был доставлен пациент (при наличии таких сведений);
  5. характер имеющегося состояния, возможные его причины, степень тяжести состояния пациента, предварительная причина смерти.

Таким образом, мы можем видеть, что законодатель пытается оптимизировать и информатизировать процесс уведомления правоохранительных органов сохраняя за медицинскими организациями возможность сообщения как в письменной, так и в электронной форме. В том числе, это связано и с вводимым законодательством положением о необходимости ведения медицинскими организациями журнала регистрации сведений о фактах поступления и обращения пациентов.

Также, помимо Извещения правоохранительных органов, законодатель устанавливает необходимость ведения медицинскими организациями Журнала регистрации сведений о фактах поступления (обращения) пациентов. В Журнале, включаются некоторые сведения, также содержащиеся в Извещении, а также:

  1. дата, время, способ передачи информации о пациенте в орган МВД России;
  2. фамилия, имя, отчество (при наличии) медицинского работника, передавшего телефонограмму;
  3. фамилия, имя, отчество (при наличии), должность сотрудника органа МВД России, принявшего информацию;
  4. дата и время направления Извещения.

Существенным аспектом является то, что медицинская организация не обязана информировать самого пациента или его родственников о том, что сведения о пациенте переданы в органы МВД. Это норма распространяется даже на несовершеннолетних пациентов (то есть их родителей/законных представителей врачи имеют право не информировать о том, что сведения о ребенке были переданы в полицию). Помимо этого, стоит обратить внимание что информация о пациенте должна быть передана в соответствующий территориальный орган МВД России, то есть находящийся в том же месте, где находится медицинская организация.

Ответственность медицинских работников за несообщение в полицию

Учитывая рассмотренные выше несовершенства законодательства, наиболее интересующим вопросом является то, какая предусмотрена правовая ответственность за несообщение в полицию. Здесь стоит отметить, что законодатель ставит администрацию и работников медицинского учреждения в затруднительное положение. С одной стороны, за неправомерное разглашение врачебной тайны, установлена весьма жесткая ответственность (ст.13.14. КоАП и ст.137 УК.РФ), в тоже время, как мы уже рассмотрели ранее, критерии необходимости разглашения сведений по запросу полиции также весьма расплывчаты. Как медицинским учреждениям соблюсти закон и не понести ответственности за неправомерное разглашение врачебной тайны либо за отсутствие информирования сотрудников внутренних органов?

Сразу стоит оговорить, что как в самом тексте Приказа от 24 июня 2021 г. № 664н, так и в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» отсутствуют положения о правовой ответственности за несообщение информации. В свою очередь, в Приказе Министерства здравоохранения Калининградской области от 24 декабря 2014 года № 901 имеются положения, о том, что:

«Ответственность за несообщение и несвоевременное сообщение, ненадлежащую достоверность, необъективность и неполноту сообщаемых в территориальный орган МВД России сведений о поступлении (обращении) пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий возлагается на руководителей государственных медицинских организаций».

Таким образом, данный Приказ упоминает о ответственности руководителей медицинских организаций за несообщение сведений, однако, не регламентирует в каком порядке, и какая именно наступает ответственность.

Относительно судебной практики по ответственности медицинских работников за несообщение в полицию, также отсутствует достаточное количество прецедентов. Имеющиеся случаи, связаны с ответственностью не за само несообщение, а за совершение связанных с ним уголовных преступлений (например, недонесение, связанное с получением взятки от пациента или его родственников и т.д.).

Так, по материалам судебного дела № 1-2/2016 г. расследуемого правоохранительными органами города Челябинска, имеются сведения о том, что некий гражданин «А», будучи на охоте со своим другом, гражданином «Б», случайно совершил в него выстрел из огнестрельного охотничьего оружия. Не желая привлекаться к расследованию обстоятельств получения ранения и возможной административной и уголовной ответственности, гражданин «А» заплатил взятку лечащему врачу гражданина «Б» за недонесение им сведений в правоохранительные органы. В данном случае, как мы видим, недонесение явно связано не с трудностями квалификации причиненного вреда здоровью, а с составом уголовного преступления. Ввиду этого, весьма справедлива и последовательна уголовная ответственность в отношении взяткодателя и взяткополучателя.

В заключение, стоит отметить, что несмотря на отсутствие прямых указаний о правовой ответственности за недонесение медицинскими учреждениями в органы правопорядка информации о пациентах, в отношении которых возможно имеется криминальный элемент, не стоит забывать о том, что в некоторых случаях УК РФ всё же предусматривает ответственность за недонесение об преступлениях.

Так, статьей УК.РФ 205.6 предусмотрена уголовная ответственность за: «Несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило преступления предусмотренные статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 УК.РФ».

К данным статьям относятся преступления, связанные с террористическими актами, нападениями на правительственные учреждения, хищениями радиоактивных и особо опасных материалов, угон воздушного судна и т.д. В качестве санкции за недонесение, статья 205.6 УК.РФ предусматривает: «штраф в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо принудительные работы на срок до одного года, либо лишение свободы на тот же срок».

Отметим, что беззаботность врача, допустившего игнорирование требования информирования полиции о подозрительном пациенте, который потом внезапно окажется террористом, может привести этого врача на скамью подсудимых. Да и в случаях остальных преступлений, даже не связанных с терроризмом (и, на первый взгляд, не способных привести к уголовной ответственности за недонесение) мы не советуем медицинским работникам демонстративно игнорировать требования МВД. Правоохранительные органы имеют много законных способов осложнить жизнь обычного врача.

Таким образом, в качестве практического вывода, мы можем рекомендовать сотрудникам медицинских учреждений в случае наличия каких-либо сомнений, касающихся возможного криминального характера имеющихся у пациента нарушений здоровья, информировать правоохранительные органы в установленный законом срок (1 сутки) и надлежащим образом (путем письменного или электронного обращения).

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ