Трудовое право
Социальные программы и льготы для медицинских работников. Реализовываются ли цели, заложенные законом?
Государственные социальные программы и льготы для медицинских работников. Сложности практической реализации.

Государственные социальные программы и льготы для медицинских работников. Сложности практической реализации.

Исправное функционирование системы здравоохранения является необходимым условием для поддержания общественного благополучия. В свою очередь, основным элементом, обеспечивающим работу системы здравоохранения, является труд медицинских работников. Несмотря на крайнею социальную важность, профессиональной миссии медицинского работника, экономическое благополучие врачей и медицинского персонала далеко не всегда соразмерно их тяжелому труду и высокой квалификации. В этом отношении, государственная поддержка и социальное признание медицинских работников в современной России уступает как Советскому периоду, так и высокому статусу врача в дореволюционной России.

В современных реалиях профессия медицинского работника, несмотря на все связанные с ней трудности и сложности, не имеет существенной государственной протекции. Большинство медицинских работников, также, как и представителей других профессий, должны самостоятельно заботиться о собственном благополучном интегрировании в рынок экономических услуг на правах его рядового, а не привилегированного субъекта.

Тем не менее, декларируемый ст.7 Конституции РФ статус Российской Федерации как «социального государства», обязывает государство создавать для медицинских работников достойные условия для их существования. Несомненно, в условиях текущей пандемии COVID-19 статус медицинского работника чрезвычайно возрос во всем мире. Это проявляется как в общественном признании, так и в значительном увеличении финансирования медицинского сектора.

Однако, как показывает правовая практика, ранее принятые и действующие на данный момент государственные социальные программы в отношении медицинских работников не всегда реализуются в должной мере и должным образом, даже несмотря на то, какую чрезвычайную важность приобрела сфера здравоохранения в течение последних 2-х лет.

В этой статье мы рассмотрим правовые аспекты функционирования различных государственных социальных программ в отношении медицинских работников, а также проанализируем материалы судебной практики, связанные с разрешением споров по реализации медиками своего законного права на получение материальной помощи от государства.

Статус «Московский врач» и «Московская медицинская сестра»

В первую очередь отметим, что наиболее существенные государственные программы по оказанию материальной поддержки медицинским работникам, функционируют по территориальному принципу. Так, возможно выделить государственную программу для медиков столичного региона — «Московский врач», а также программу «земский доктор» призванную стимулировать медицинских работников переселяться в сельскую местность и города с населением до 50 000 тысяч человек. Помимо этого, возможно отметить различные региональные программы для привлечения медицинских работников (Дальний Восток и Крайний Север) а также государственные льготные ипотечные программы. Далее, мы более подробно рассмотрим программу «Московский врач» и «Московская медицинская сестра».

Данная программа регламентируется Постановлением Правительства Москвы от 11 апреля 2017 г.: «О реализации в городе Москве пилотного проекта «О присвоении статусов московский врач и московская медицинская сестра». Согласно п.4 Постановления: «Медицинским работникам медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, имеющим статус «Московский врач» или «Московская медицинская сестра», устанавливаются выплаты стимулирующего характера к должностному окладу».

Также, согласно п.3. Постановления: «При присвоении статуса «Московский врач» или статуса «Московская медицинская сестра» выдается свидетельство, срок действия которого составляет 5 лет. Статусы «Московский врач» и «Московская медицинская сестра» подтверждаются один раз в 5 лет».

Таким образом, в случае если медицинский работник работающий в системе здравоохранения города Москвы получает соответствующий статус, государство обязуется выплачивать ему дополнительные выплаты в течение 5 лет. Рассмотрим условия при которых происходит выдача сертификата. Так, согласно п.5 Постановления, статус «Московский врач» и «Московская медицинская сестра» присваиваются при:

  • Наличии сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста, и (или) выписки о наличии в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения данных, подтверждающих факт прохождения аккредитации специалиста.
  • Наличия стажа работы по специальности врача или медицинской сестры продолжительностью не менее 5 лет.
  • Успешного прохождения добровольных оценочных процедур, включающих объективный структурированный клинический экзамен по специальности и защиту портфолио.

На данный момент, количество медицинских работников, успешно аттестованных статусом «московского врача» и «московской медицинской сестры» довольно ограничено. Прежде всего, это связано со сложностью требований к прохождению клинического экзамена, требующего от медицинского работника высочайшей квалификации и практических знаний. Из положительных моментов, стоит отметить, отсутствие в судебной практике прецедентов наличия споров связанных с реализацией данной государственной программы.

Программы «земский врач» и «земский фельдшер»

Несмотря на существование государственной социальной программы для медицинских работников столичного региона, более пристальное внимание законодателя уделено поддержке медицинских работников в сельской местности и на отдаленных территориях. Так, наиболее существенными из ныне функционирующих государственных социальных программ являются программы «земский доктор» и «земский фельдшер».

Функционирование данных программ непосредственно связано с государственной программой РФ «Развитие здравоохранения», одной из главных целей которой является ликвидация имеющегося кадрового дефицита в сельской местности и регионах. В соответствии с приложением №7 к данной программе, медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, осуществляется единовременная компенсационная выплата.

Существенным, является также то, что на данный момент программа действует без ограничения по возрасту. Так, с 2020 года единовременная компенсационная выплата предоставляется в размерах 1,5 млн рублей для врачей и 0,75 млн рублей для фельдшеров, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо поселки городского типа, расположенные на удаленных и труднодоступных территориях. В случае, если медицинский работник переезжает на работу в сельский населенный пункт, поселок или город с населением менее 50 тыс. человек, не располагающийся на удаленных и труднодоступных территориях, размер выплаты составляет 1 млн для врачей и 0,5 млн для среднего медицинского персонала.

Таким образом, существенное значение имеет не только факт переезда в сельскую местность, но и территориальное расположение конкретного субъекта Федерации в который осуществляется переезд. Также, как мы можем видеть, законодатель формирует условия переезда как переезд именно в сельский населенный пункт, поселок городского типа и город с населением менее 50 тыс. человек.

Несмотря на отсутствие комментариев законодателя по этому поводу, представляется важным отметить, что существенным является правовой статус того места куда переезжает медицинский работник. Подчеркнем, что целью данной государственной социальной программы является ликвидация кадрового дефицита в местностях, страдающих от слабого развития инфраструктуры, малой плотности населения, отсутствия нужного количества людских и материальных ресурсов. Так, несмотря на возможную численность населения до 50 тысяч человек, представляется очевидным что из перечня для переезда исключатся коттеджные поселки, закрытые санаторно-туристические зоны, курортные, экологические и рекреационные поселения и другие виды поселений, не определяемых законодателем как сельские.

Отметим, что каждый территориальный субъект устанавливает свой перечень удаленных и труднодоступных территорий с исчерпывающим количеством населенных пунктов, переезд медицинских работников в которые компенсируется в повышенном размере. Условия осуществления выплаты и требования к претендующему на нее медицинскому работнику также устанавливаются постановлением Правительств отдельных субъектов. Рассмотрим их на примере постановления Правительства Ленинградской области от 26 февраля 2018 года.

Так, договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (далее – Договор) заключается на основании обращения медицинского работника к руководителю медицинской организации, поступившего после заключения трудового договора, предусматривающего работу на должности, включенной в программный реестр должностей, и окончания испытательного срока, если такой срок установлен медицинскому работнику при приеме на работу.

Программный реестр должностей — перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты.

Также отметим, что выплата осуществляется на условиях если договор между медицинских работником и медицинской организацией был заключен на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, если должность включена в программный реестр. Срок трудового договора должен составлять не менее 5 лет. В случае досрочного расторжения трудового договора по инициативе медицинского работника, он обязан вернуть в бюджет субъекта Федерации часть суммы компенсационной выплаты в размере, прямо пропорциональном количеству неотработанного времени от пятилетнего срока.

Таким образом, в случае если между медицинским работником и лечащей организацией был оформлен трудовой договор, при наличии оснований возможно заключить договор о компенсационной выплате. Проект договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, подписанный медицинским работником и руководителем медицинской организации, с прилагаемыми документами направляется медицинской организацией в Комитет по здравоохранению соответствующего субъекта федерации. В соответствии с законодательством, выплата денежных средств осуществляется непосредственно комитетом по здравоохранению.

В случае соответствия всем необходимым критериям, с момента подписания договора о компенсационной выплате, Комитет по здравоохранению переводит денежные средства на банковский счет работника в течение 30 дней.

Помимо этого, законодательство предусматривает случаи, когда в компенсационной выплате может быть отказано. К ним относятся:

  • несоответствие проекта Договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты установленной форме;
  • отсутствие приложения к проекту Договора копий необходимых документов;
  • несоответствие медицинского работника необходимым квалификационным требованиям;
  • наличие у медицинского работника неисполненных обязательств по договору о целевом обучении (целевой подготовке), кроме случаев заключения трудового договора с медицинской организацией укомплектованной штатом менее чем на 60%.

Таким образом, для получения врачом или средним медицинским персоналом компенсационной выплаты в размере одного или полутора миллионов (для врача) и 0,75 и 0,5 миллионов (для среднего персонала) при переезде в сельскую местность, необходимо:

  1. Соответствовать квалификационным критериям (иметь законченное медицинское образование, необходимую квалификацию и должность, соответствующую программному реестру субъекта переезда);
  2. Заключить с медицинской организацией трудовой договор на полный рабочий день на срок не менее 5 лет;
  3. Подготовить совместно с руководством медицинской организации проект договора на единовременную компенсационную выплату и направить его в местный Комитет по здравоохранению

Как мы можем видеть, алгоритм действий для получения компенсационной выплаты является довольно простым и доступным. Однако, на практике, в силу разных причин, зачастую выделенные бюджетные средства не доходят до медицинских работников. Проанализируем материалы судебной практики и попытаемся понять, как может медицинский работник защитить свое законное право на получение материальной помощи от государства.

Так, недавно в средствах массовой информации вызвала обсуждение новость о том, что, Прокуратура города Кушвы Свердловской области провела проверку по обращению фельдшера скорой помощи о нарушении его права на получение мер социальной поддержки. Ему полагалась выплата по программе «Земский фельдшер» в связи с переездом в малонаселенный.

В ноябре 2020 года мужчина был принят на работу в Центральную городскую больницу города Верхняя Тура фельдшером скорой медицинской помощи и обратился с заявлением о предоставлении положенной ему по закону выплаты в связи с переездом в населенный пункт с численностью населения до 50 тыс. человек. Но Минздрав Свердловской области отказал, хотя оснований для этого, по мнению прокуратуры, не имелось.

Кушвинский городской суд удовлетворил исковое заявление надзорного органа о возложении на региональный Минздрав обязанности заключить с фельдшером договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты и перечислить ее. Решение суда исполнено, медработнику выплачены 500 тыс. руб.

В качестве положительного примера судебной практики возможно также привести Определение Верховного Суда РФ от 9 декабря 2019 г. Так, согласно материалам рассматриваемого дела, гражданка Иванова И.И. имея образование врача-рентгенолога, необходимую квалификацию и специальность, входящую в программный реестр должностей, заключила трудовой договор с медицинской организацией в сельском поселении в Читинской области. Медицинской организацией был также составлен договор о предоставлении компенсационной выплаты, направленный в Комитет по здравоохранению Читинской области. Несмотря на соблюдение всех установленных законом требований, компенсационная выплата в отношении Ивановой И.И. не была произведена.

В рамках рассмотрения дела в суде первой инстанции, Комитет по здравоохранению Читинской области выступая в качестве ответчика по иску Ивановой И.И., аргументировал свою позицию невозможностью произвести выплату ввиду неполучения межбюджетного трансферта. Верховным Судом РФ были приняты к сведению доказательства и материалы, предоставленные Ивановой И.И. и принято решение в ее пользу.

К сожалению, помимо позитивных судебных решений, связанных с признанием прав медицинских работников на причитающиеся им выплаты, необходимо отметить и наличие негативных судебных решений.

Так, Определением Кассационного суда общей юрисдикции от 11.11.2021г., было принято решение оставить жалобу гражданина Рахманова А.А. без удовлетворения. Согласно материалам судебного дела, гражданин Рахманов А.А. имея высшее медицинское образование и необходимую квалификацию, заключил с медицинской организацией сельского поселения N трудовой договор, а также договор о получении единовременной компенсационной выплаты. Однако, Комитет по здравоохранению Республики Татарстан отказал Рахманову А.А. в выплате, ввиду наличия у него в течение последних двух лет постоянной регистрации по месту проживания в сельском поселении N. Суд аргументировал свое решение тем, что Рахманов А.А. не имеет права на получение компенсационной выплаты, поскольку он уже длительное время проживает в данном месте и не осуществлял специального переезда для трудоустройства в сельской местности.

Также, в качестве негативного примера из судебной практики возможно привести Определения восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16.03.2021 и 04.02.2021. В обоих случаях, в удовлетворении отмены судебного решения предыдущей инстанции было отказано по причине несоблюдения медицинскими работниками процедуры подготовки и отправки документов на получение компенсационной выплаты. Помимо этого, должность, занимаемая медицинскими работниками в медицинских учреждениях, не входила в программный реестр утвержденной Комитетом по здравоохранению соответствующих областей.

Таким образом, в качестве практических советов для медицинских работников, претендующих на получение компенсационной выплаты в связи с переездом в сельскую местность, рекомендуем:

  1. Изучить Постановления правительства соответствующего региона с перечнем населенных пунктов переезд в которые компенсируется по программе;
  2. Изучить сведения о Программном реестре должностей соответствующего региона и определить соответствует ли ваша должность и квалификация установленному перечню;
  3. При заключении трудового договора с медицинской организацией и проекта договора о компенсационной выплате оформить все необходимые документы;
  4. Осуществлять переезд для трудоустройства только после предварительных консультаций с руководством местного медицинского учреждения и регионального Комитета по здравоохранению
  5. В случае наличия безосновательного отказа в заключении договора о компенсационной выплате, задержке или отказа выплачивать компенсационную выплату либо требований вернуть ее сумму, обращаться в прокуратуру и к квалифицированным юристам.

Льготные ипотечные программы для медицинских работников

Отметим, что в отношении медицинских работников наряду с работниками системы государственного образования, военнослужащими и другими категориями граждан, действуют различные государственные социальные программы льготного кредитования. В первую очередь, это касается покупки жилья. Так, как мы уже отмечали, государство заинтересовано в ликвидации кадрового дефицита медицинских работников в различных субъектах федерации.

В связи с этим, различные льготные ипотечные программы во многом также структурированы по территориальному принципу. Отметим в связи с этим комплексные программы Российской Федерации: «Комплексное развитие сельских территорий», «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа», «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», «Развитие Северо-Кавказского федерального округа», «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя», «Социально-экономическое развитие Калининградской области».

Рассмотрим требования к медицинским работникам, претендующим на получение льготной ипотеки на примере региональных программ Московской области. Подчеркнем, что под льготной ипотекой понимается жилищная субсидия на первоначальный взнос. Законодатель здесь устанавливает не только право медицинских работников на льготное получение жилья, но и формирует его минимальную площадь. Постановлением правительства Московской области от 25.10.2016 «Об утверждении государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы, расчетная норма общей площади жилого помещения при выборе квартиры для ипотечного кредитования составляет:

  • 33 кв. метра — для одиноко проживающих граждан;
  • 42 кв. метра — для семьи, состоящей из 2 человек;
  • 18 кв. метров на каждого члена семьи — для семьи, состоящей из 3 и более человек.

Площадь приобретаемого жилья, в расчете на одного члена семьи не должна быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения. Приобретаемое жилое помещение оформляется в собственность на всех членов семьи. Участниками реализации программы льготного кредитования могут быть граждане Российской Федерации наиболее востребованных медицинских специальностей, включая врачей, фельдшеров и рентгенолаборантов имеющих стаж работы по специальности не менее 3 лет.

Отметим, что перечень медицинских специальностей постоянно обновляется и расширяется законодателем. Помимо медицинских работников, право на льготы при получении жилья имеют молодые ученые и научные специалисты, тематики работ которых связаны с приоритетными для Московской области направлений развития науки, технологий и техники. Подчеркнем, что к данным направлениям относятся биотехнологии и биология, медицина и фармацевтика.

Требования к кандидатам на участие в программе (учитываются при наличии следующих оснований в совокупности). Для врачей:

  • гражданин и члены его семьи, не имеющие жилого помещения (доли жилого помещения) на праве собственности или жилого помещения по договору социального найма в Московской области;
  • возраст до 45 лет – женщины, до 50 лет — мужчины;
  • имеющие первую или высшую квалификационную категорию или имеющие ученую степень (педиатры участковые, терапевты участковые, анестезиологи-реаниматологи, врачи скорой медицинской помощи могут стать участниками программы, не имея категории);
  • имеющие возможность получения ипотечного жилищного кредита

Участник программы заключает соглашение по осуществлению трудовой деятельности в учреждении здравоохранения на территории Московской области в котором он будет осуществлять свою трудовую деятельность не менее 10 лет.

Для категории «молодой ученый и специалист»

  • являющиеся научными работниками с высшим профессиональным образованием в возрасте до 35 лет;
  • имеющие стаж работы в отрасли не менее 3 лет;
  • тематики работ их научных исследований должны касаться следующих тем: обеспечение безопасности и противодействие терроризму; индустрия наносистем; новые материалы и технологии; информационно-телекоммуникационные системы; биотехнологии; медицина и фармацевтика; охрана окружающей среды и рациональное природопользование, технологии по обращению с отходами; точное машиностроение и проектирование сложных технических систем; транспортные системы; энергоэффективность и энергосбережение, возобновляемые источники энергии.

Таким образом, законодатель устанавливает довольно доступные критерии, по которым медицинский работник или научный специалист может претендовать на получение ипотечного кредита. Однако, также заметим, что соответствие всем требованиям программы не означает автоматического получения льготного кредита. В результате рассмотрения поданных в соответствии со всеми правилами заявок, Минздравом области формируется Комиссия, которая и отбирает «наиболее востребованных специалистов» для участия в Программе.

Также, есть и некоторые ограничения относительно возможностей принять участие в Программе. К ним относятся возраст и наличие собственного жилого помещения в городе Москва и Московской области. Так, для врачей, рентгенолаборантов и фельдшеров ограничения по возрасту составляют 45 лет для женщин и 50 лет для мужчин, для ученых – 40 лет для докторов наук и 35 лет для кандидатов наук и работников без ученой степени.

В заключение отметим, что данная статья представляет далеко не исчерпывающий перечень различных льгот и мер государственной поддержки для медицинских работников. Тем не менее, несмотря на предпринимаемые государством усилия по материальной поддержке работников здравоохранения, многие предпринимаемые меры являются скорее декларативными, нежели действительно функционирующими. К сожалению, выделяемые из федерального бюджета денежные средства далеко не всегда доходят до своего целевого получателя.

Также отметим, что несмотря на сложный характер международных отношений и экономическое состояние, отрасль здравоохранения в любые времена и при любом государственном устройстве является системообразующей. Любые кризисные периоды лишь подтверждают значимость миссии медицинских работников и заинтересованность всего общества в их профессиональных качествах. Это подтверждается как беспрецедентным повышением значимости медицинского работника во всем мире в связи с текущей пандемией, так и формированием нашей страной собственной автономной и независимой, национальной экономики и здравоохранения. Полагаем, что ввиду имеющихся экономических санкций и переориентировании экономики на национальные нужды, в будущем мы также увидим появление различных государственных программ, поддерживающих национальное здравоохранение.

Ввиду этого, мы обратили особое внимание на имеющиеся прецеденты из судебной практики, и, то, как медицинские работники могут реализовать свое законное право на получение материальной помощи. Если вы являетесь медицинским работником, имеющим законные основания для получения мер государственной поддержки, но не можете реализовать его в силу препятствий со стороны работодателя или местной администрации – обращайтесь за квалифицированной юридической помощью.

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ