Медицинское образование и квалиф. требования
Повышение квалификации и сертификация медицинских работников в дистанционной форме: «за» и «против»

Повышение квалификации и сертификация медицинских работников в дистанционной форме: «за» и «против»

Повышение квалификации и сертификация медицинских работников в дистанционной форме: «за» и «против»

Никита Багмет, управляющий партнёр «Б&О Барристерс»

Можно ли получить медицинское образование или пройти сертификацию дистанционно? Будут ли действительными сертификат специалистов, выданные по результатам дистанционных курсов? Самое главное – обязаны ли медицинские работники в 2020 году проходить повышение квалификации и можно ли это также сделать по интернету? Нам ежедневно задают эти вопросы как медицинские работники, так и образовательные организации. Поэтому мы решили расставить все точки над «i» и выпустить подробную статью о правомерности получения дополнительного профессионального образования медицинских работников в дистанционной форме.

Небольшая предыстория

Как многие знают, 14 апреля 2020 года Минздрав утвердил Приказ № 327н. С его помощью планировалось упростить жизнь медицинских работников, временно отменив заботы по получению сертификатов специалиста и свидетельств об аккредитации. В частности, Приказом:

  • установлен мораторий на получение сертификатов специалиста и свидетельств об аккредитации (в том числе теми, кто уже прошел процедуру аккредитации до вступления в силу приказа — до 26.04.2020 г.);
  • срок действия сертификатов специалиста продлен на 12 месяцев, если он истекает после 06.04. 2020 г.;
  • перечислены случаи и условия, при которых допуск физических лиц к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности возможен без наличия сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации до 01.012021 г.

Подробнее о данном приказе мы писали в нашей статье: «Сертификация и аккредитация в 2020 году, новый Приказ Минздрава № 327н: мифы и ответы на вопросы».

Однако на деле Приказ № 327н оказался «медвежьей услугой». Выдавать сертификаты до 01.01.2020 нельзя, а пройти в следующем году сертификацию уже не получится. Поэтому медицинские работники, у которых в 2020 году истекал срок сертификата и которые намеревались продлить его до 2025 года, оказались в сложной ситуации.

Традиционно, если возникает проблема, найдутся и те, кто готов ее решить. Поэтому после издания приказа Минздрава № 327н на рынке образовательных медицинских услуг появилось множество заманчивых предложений о прохождении сертификации дистанционно. Некоторые организации обещают выдачу сертификатов и свидетельств сразу после окончания самой процедуры.

Отсюда и комментарии юристов, озвучивающих самые разнообразные точки зрения. Думается, не всегда объективные. Это объяснимо, поскольку Приказ Минздрава № 327н, на первый взгляд, действительно дает определенный простор для размышлений. Давайте разберем некоторые самые популярные заблуждения.

Миф № 1

Существует точка зрения, что понятие «мораторий» трактуется как «право на отсрочку». При этом, медицинский работник может как воспользоваться этим правом и работать целый год на основании документов об образовании, так и не воспользоваться отсрочкой и все равно пройти в 2020 году сертификацию.

Подробное обоснование ошибочности подобных утверждений мы приводили в статье «Сертификация и аккредитация в 2020 году, новый Приказ Минздрава № 327н: мифы и ответы на вопросы». Окончательно споры о том, что же все-таки такое «мораторий», пресек сам Минздрав в письме с разъяснениями от 24.04.2020 № 16-7/И/2-5471. В нем прямо указано, что в срок до 01.01.2021 г. получение свидетельств и сертификатов осуществляться не может.

Следовательно, права на выбор получать до 01.01 2021 г. сертификат (свидетельство) или нет, у медицинских работников не остается, поскольку документы до установленной даты не выдаются.

Миф № 2

Есть мнение, что мораторий действует только в том случае, если сертификацию нельзя провести дистанционно. На сайте одной из образовательных организаций (мы умышленно не будем оставлять ссылку) была указана следующая информация: «В первую очередь нужно сделать акцент на том, что содержание приказа Минздрава России от 14 апреля 2020 г. № 327н … и письма Минздрава России от 24.04.2020 г. № 16-7/И/2-5471 «О порядке применения приказа Минздрава России от 14 апреля 2020 г. № 327н», регламентирующих мораторий на сертификацию и аккредитацию медицинских и фармацевтических работников, надо обязательно рассматривать в увязке с требованиями приложения № 9 к постановлению Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 440 «О продлении действий разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году». Согласно пункту 2 приложения № 9 вышеуказанного постановления Правительства РФ № 440, нормы моратория действуют в случае невозможности использования дистанционного взаимодействия или цифровых решений. Таким образом, оговоренные приказом Минздрава России № 327н нормы моратория не распространяются на дистанционное повышение квалификации и дистанционную сертификацию специалистов».

Однако и эта позиция не верна. В пункте 2 приложения № 9 к ПП РФ № 440, на который ссылается образовательная организация, указано, что Минздрав при невозможности использования дистанционного взаимодействия или цифровых решений вправе ввести мораторий на получение свидетельств об аккредитации специалиста и (или) сертификата специалиста.

При буквально трактовке это означает, что не нормы Приказа действуют в случае невозможности дистанционного взаимодействия, а Минздрав принимает решение о моратории в случае невозможности дистанционного взаимодействия. Простыми словами, Приказ № 327н означает, что Минздрав принял решение, что дистанционное взаимодействие при получении сертификата невозможно и поэтому наложил мораторий.

Таким образом, Минздрав наложил четкий и ясный мораторий на выдачу сертификатов и свидетельств об аккредитации. Выдавать их до 01.01.2021 нельзя ни при каких условиях.

Однако, если с мораторием все понятно, то с самой сертификацией вопросы еще остаются. Масла в огонь подлил сам Минздрав, который в письме разъяснил, что отсутствие возможности получения сертификата специалиста делает сертификацию «нецелесообразной». Тем не менее, явного запрета не прозвучало, что дало определенные поводы для спекуляций. Поэтому разберем этот вопрос с юридической точки зрения.

Возможны ли сертификация в дистанционной форме?

Если следовать тексту Приказа Минздрава № 327н буквально, то запрета на проведение самих процедур сертификации и аккредитации установлено не было. Так, Приказ Минздрава от 29.11.2012 № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста» (далее — Приказ Минздрава № 982н) устанавливает лишь общие положения. Порядок проведения сертификации во многом определяется образовательными организациями самостоятельно, ими же выдаются и итоговые документы. Казалось бы, у образовательных организаций есть определенный простор для выбора формы обучения, но не все так просто.

Во-первых, согласно пункту 18 Приказа Минздрава № 982н, выдаче сертификата предшествует сдача сертификационного экзамена, который включает в себя оценку практических навыков.

Во-вторых, самому сертификационному экзамену предшествует обучение по дополнительным профессиональным программам в виде повышения квалификации или профессиональной переподготовки. В свою очередь, обучение по таким программам проводится, в том числе, в целях обновления имеющихся теоретических и практических знаний, а также формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки (пункт 2 Порядка, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.08.2012 № 66н).

В-третьих, косвенно невозможность проведения сертификации в дистанционной форме признал и Минздрав, установив мораторий (подробнее см. выше).

Таким образом, целый рад нормативных актов хоть и не прямо, но косвенно указывает на то, что дистанционно провести сертификацию нельзя.

Действительность сертификатов и ответственность за нарушение моратория

Самый критичный вопрос для медицинских работников — это действительность образовательных документов, а также сертификатов специалистов, выданных по результатам дистанционного обучения в 2020 году.

На сегодняшний день четкого порядка признания или аннулирования таких документов не существует. На первый взгляд, это хорошо, однако, де-факто, отсутствие должной нормативной регламентации, наоборот, дает очень широкий простор для контролирующих органов. В России существует обширная практика, когда документы об образовании из-за нарушения порядка их выдачи аннулируются в суде по иску прокурора. Поэтому, если в будущем по результатам проверки будет выявлено, что медицинский работник получил сертификат специалиста в период моратория дело вполне может закончиться аннулированием документа. Особенно, если обучение и сдача экзамена были организованы в дистанционной форме.

С другой стороны, в сертификате специалиста не указывается форма обучения (очная или дистанционная). Поэтому доказать тот факт, что сертификат был выдан по результатам дистанционного обучения достаточно сложно. Однако нельзя забывать, что в сертификате указывается дата его получения. При этом, возможно, в ближайшем будущем будут внесены изменения в нормативно-правовую базу, которые прямо установят недействительность сертификатов, выданных в период моратория.

Кроме того, факт проведения сертификации в период действия моратория может повлечь для образовательной организации целый ряд негативных последствий.

Например, сейчас у многих возникла ситуация, когда договор на обучение был заключен до введения моратория. В таком случае некоторые образовательные организации переводят обучающихся на дистанционный формат взаимодействия. Однако в договорах, заключенных с обучающимися, а также в образовательных программах может быть не предусмотрено дистанционное обучение. Подобные действия могут быть квалифицированы как оказание услуг ненадлежащего качества (статья 14.4 КоАП РФ), нарушение прав потребителей на информацию (статья 14.8 КоАП РФ), обман потребителей (статья 14.7 КоАП РФ) и т.д. Ответственность по статьям 14.4 и 14.8 относительно невысокая, а вот по части 2 статьи 14.7 размер штрафа на юридических лиц может достигать 500 000 рублей.

Кроме того, многие образовательные организации распространяют информацию о возможности и легальности получения сертификатов специалиста в период моратория, что также может быть квалифицировано по статьям 14.7 и 14.8 КоАП РФ.

На сегодняшний день риски привлечения к ответственности невелики, однако, если в будущем контролирующие органы «возьмутся» за сертификаты специалистов, выданные в 2020 году, риск привлечения к ответственности образовательной организации из гипотетического вполне может превратиться в реальный.

Более того, помимо административной ответственности, образовательная организация может получить вал исков со стороны медицинских работников. Проведение обучения с выдачей недействительных документов вполне можно признать некачественной услугой. В свою очередь, Закон о защите прав потребителей наделяет обучающихся в таком случае целым рядом прав-требований к исполнителю услуги, в том числе, о компенсации морального вреда и уменьшение цены за оказанную услугу. В данном случае – это будет означать обязанность образовательной организации произвести возврат оплаты за обучение.

Есть еще вариант: образовательные организации могут выдать документ «задним» числом, указав ненастоящую дату получения сертификата. Но в таком случае ответственность может быть уже уголовная. Для работника образовательной организации – по статье 292 УК РФ за подлог, то есть внесение в официальные документы заведомо ложных сведений, а для медицинского работника – по части 5 статьи 327 УК РФ за использование заведомо подложного документа.

Таким образом, выдавать сертификаты в период действия моратория мы все-таки не рекомендуем. Неизвестно, как это в дальнейшем будет расцениваться контролирующими и правоохранительными органами.

Вместе с тем, возникает парадоксальная ситуация, когда провести сертификационный экзамен и выдать сертификат нельзя, но требование о прохождении квалификации никто не отменял. Более того, медицинские работники обязаны пройти ПК и за невыполнением данной обязанности также может последовать ряд негативных последствий как для самого медицинского работника, так и для медицинской организации.

Обязанность медицинских работников пройти повышение квалификации

Как мы уже неоднократно говорили в своих статьях, сертификация и аккредитация — это не обучающие мероприятия. Это завершающий этап образовательного процесса, которому предшествует освоение программ профессионального образования. В частности, медицинские работники, получающие сертификат, перед этим проходят повышение квалификации или профессиональную переподготовку. Документальное подтверждение этого прикладывается к заявлению о допуске к сертификационному экзамену (пункт 15 приказ Минздрава № 982н).

Напомним, что каждый специалист должен повышать квалификацию 1 раз в 5 лет. Это является одним из условий соответствия медицинского работника квалификационным требованиям, в том числе и для продолжения работы без сертификата до 2021 года. Эту обязанность Минздрав почему-то не приостановил даже на время карантина. Более того, невыполнение данной обязанности чревато разными последствиями как для самих медицинских работников, так и для их работодателей:

В большей степени этот вопрос критичен для тех медицинских работников, которые на данный момент не трудоустроены. Напомним еще раз, что Приказ № 327н позволяет медицинским работникам работать до конца года без сертификата при условии, что другие их документы и уровень образования полностью соответствуют квалификационным требованиям. Поскольку, повышение квалификации 1 раз в 5 лет является одним из квалификационных требований, то без прохождения ПК они не могут быть допущены к работе.

Аналогично, если медицинский работник уже работает в медицинской организации, при непрохождении ПК он не будет иметь права продолжать осуществлять медицинскую деятельность. В таком случае, согласно части 1 статьи 79 ФЗ № 323, а также согласно статье 76 Трудового Кодекса, работодатель обязан отправить работника на повышение квалификации за своей счет. Если медицинский работник отказывается пройти ПК, он может быть переведен на нижеоплачиваемую должность или уволен на основании статей 77 и 81 Трудового Кодекса РФ. Кстати говоря, в условиях коронавируса многие частные медицинские организации могут начать сокращать штат и на основании статьи 179 ТК РФ работники, которые не соответствуют квалификационным требованиям, будут подлежать сокращению в первую очередь.

Кроме того, при непрохождении работником ПК по вине работодателя ответственность может также понести и медицинская организация. Например:

  • По части 1 статьи 5.27 КоАП РФ за нарушение обязанности по направлению работника на обучение в виде административного штрафа вплоть до 50 000 рублей.
  • По части 3 статьи 14.1 КоАП РФ за нарушение лицензионных требований частной медицинской организацией в виде административного штрафа вплоть до 40 000 рублей.
  • По части 2 статьи 19.20 КоАП РФ за нарушение лицензионных требований государственной медицинской организацией в виде административного штрафа вплоть до 150 000 рублей.

Если же в результате действий работника, который не прошел вовремя ПК, будет причинен вред здоровью пациента, то контролирующий орган помимо штрафа может также приостановить деятельность медицинской организации на срок до 90 суток (часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ, часть 3 статьи 19.20 КоАП РФ).

Можно возразить, что на 2020 год Правительством РФ введен мораторий на плановые лицензионные проверки. Однако внеплановые проверки по-прежнему могут проводиться. Например, по обращениям граждан о причинении вреда здоровью. Поэтому риск привлечения к ответственности все же есть и игнорировать требование о повышении квалификации достаточно рискованно. Отсюда возникает следующий вопрос:

Можно ли пройти повышение квалификации дистанционно?

Минздрав не выражает официальной позиции по дистанционному получению практических навыков при ДПО прямо и открыто. Но, любопытно, что к идее дистанционного повышения квалификации или переподготовки министерство уже обращалось в 2017 году. Тогда был разработан проект Приказа Минздрава от 20.09.2017 «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 августа 2012 г. № 66н <…>». Его суть состояла в официальном разрешении применения модульных программ и использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных, электронного обучения и сетевой формы взаимодействия при организации ДПО. Однако проект не был принят. Может быть, Минздрав передумал и возражает против дистанционного ДПО? Пожалуй, вопрос остается открытым, поэтому проведем анализ действующих нормативных правовых актов.

По общему правилу, в соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 273) при реализации образовательных программ допускается дистанционное и электронное обучения. Дополнительное профессиональное образование также может реализовываться в указанных формах (часть 12 статьи 76 ФЗ № 273).

Вместе с тем, Минобрнауки может утвердить перечень профессий и специальностей, по которым обучение с применением исключительно электронного обучения и дистанционных технологий не допускается (часть 3 статьи 16 ФЗ № 273-ФЗ).

На сегодняшний день такой перечень в отношении медицинских специальность есть, но, во-первых, он утвержден он лишь для среднего профессионального образования (см. приказ о Минобрнауки России от 20.01.2014 № 22). В частности, перечень запрещает полное электронно-дистанционное обучение для абсолютного большинства специальностей здравоохранения и медицинских наук. Во-вторых, Минобрнауки отдельно заявляет, что перечень, устанавливающий ограничения на дистанционное образование, касается лишь основного образования, а не ДПО. Эта позиция зафиксирована в абзаце 6 введения к Методическим рекомендациям по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме, которые профильное министерство направило в адрес федеральных органов исполнительной власти письмом от 21.04.2015 № ВК-1015/06 (далее — Методические рекомендации).

В отношении специальностей высшего медицинского образования аналогичного перечня вообще нет.

С другой стороны, целый ряд нормативных правовых актов косвенно все же указывает на то, что при получении дополнительного профессионального образования должна быть обеспечена практическая подготовка.

В первую очередь, об этом косвенно говорит Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.08.2012 № 66н, согласно которому обучение по дополнительным профессиональным программам проводится, в том числе, в целях обновления имеющихся теоретических и практических знаний, а также формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки (пункт 2 Порядка, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.08.2012 № 66н).

Наличие условий для практической подготовки обучающихся, обеспечивающейся путем их участия в осуществлении медицинской деятельности или фармацевтической деятельности, является также одним из лицензионных требований, предъявляемым к образовательным организациям (см. Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»). Следовательно, если образовательная организация не обеспечит данные условия, она потенциально может быть привлечена к административной ответственности за нарушение лицензионных требований.

Сами лицензионные требований отсылают нас к части 4 статьи 82 ФЗ № 273, в которой также указано, что практическая подготовка лиц, получающих ДПО в сфере медицины, обеспечивается путем их участия в осуществлении медицинской или фармацевтической деятельности (например, непосредственно в образовательной или научной организации, клинике). Ее целью является приобретении практических навыков с использованием симуляционных технологий, в том числе фантомной и симуляционной техники, имитирующей медицинские вмешательства (см. пункт 7 Приказа Минздрава России от 03.09.2013 № 620н «Об утверждении Порядка организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования, фармацевтического образования»).

Из этого всего можно сделать вывод, что в рамках дополнительного профессионального образования медицинских работников должна проводиться практическая подготовка. Между тем, ДПО может быть организовано как в форме повышения квалификации, так и в форме профессиональной переподготовки. При этом ни одним из вышеприведенных актов не регламентируется в каких случаях практика является обязательной: в обоих случаях или, например, только в случае профессиональной переподготовки?

В самом Приказе Минздрава № 66н указано, что формы, содержание и технология обучения по программам дополнительного профессионального образования определяются образовательными и научными организациями, проводящими ДПО, самостоятельно. Но с учетом требований федеральных госстандартов и требований к программам послевузовского профессионального образования по соответствующему направлению подготовки (см. пункт 2 Приказа Минздрава № 66н).

В части 3 статьи 82 ФЗ № 273 указано, что Минздравом, как профильным органом, должны разрабатываться и утверждаться примерные дополнительные профессиональные программы медицинского и фармацевтического образования. К сожалению, на данный момент разработаны программы для ДПО лишь по некоторым специальностям. Например, для психиатрии-наркологии (Приказ Минздрава России от 22.01.2014 № 35н), рентгенологии (Приказ Минздрава России от 21.08.2017 № 538н), для остеопатии (Приказ Минздрава России от 28.09.2018 № 655н). Они различны по содержанию, но каждая из примерных программ повышения квалификации включает в себя практические занятия. Например, в примерной программе ДПО по специальности «Остеопатия» прямо указано: практика должна проводится в амбулаторных условиях или в виде симулятивного курса.

Из этого можно сделать вывод, что Минздрав все же исходит из того, что прохождение повышения квалификации исключительно в дистанционной форме невозможно. Поэтому, если примерной образовательной программой Минздрава прохождение практической подготовки обязательно, мы все-таки рекомендуем проводить ПК в очной форме или очно-заочной с обязательным проведением практического обучения.

Если же примерными программами Минздрава не запрещено прохождение ПК в дистанционной форме, то ДПО теоретически может быть получено и «по интернету». Однако для этого образовательной организации необходимо разработать соответствующие локальные нормативные акты. Ключевой из них — Положение об использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных программ. Также очень важно закрепить возможность проведения дистанционного обучения в образовательно программе и оговорить такую форму обучения в договоре с медицинским работником.

Кроме того, образовательная организация должна создать достаточную материально-техническую базу. Например, для практики могут использоваться: цифровой микроскоп, цифровые датчики и лабораторное оборудование — виртуальные лаборатории и интерактивные среды (см. Методические рекомендации и Приказу Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816). Думается, что это применимо и в сфере медицинского образования.

Тем не менее, мы еще раз подчеркиваем, что даже при соблюдении всех вышеуказанных рекомендаций есть риск, что Минздрав и контролирующие органы будут придерживаться точки зрения, что проходить ПК дистанционно нельзя. В таком случае как для самих обучающихся, так и для образовательных организаций существуют определенные юридические риски:

  • Признание удостоверения о повышении квалификации недействительным (по аналогии с сертификатами, о чем мы рассказывали выше);
  • Образовательная организация может получить гражданско-правовые иски от обучающихся об оказании некачественных услуг в рамках Закона о защите прав потребителей;
  • Контролирующие органы могут привлечь образовательную организацию к административной ответственности за оказание услуг ненадлежащего качества (статья 14.4 КоАП РФ), нарушение прав потребителей на информацию (статья 14.8 КоАП РФ), обман потребителей (статья 14.7 КоАП РФ), нарушение лицензионных требований (статьи 14.1 или 19.20 КоАП РФ) и т.д.

Как итог, можно лишь посочувствовать всему профессиональному медицинскому сообществу. Очевидно, Минздрав хотел как лучше, а получилось как всегда. В разной степени от моратория на выдачу сертификатов пострадали все: и медицинские работники, и образовательные организации. Однако во всем этом все-таки остался еще небольшой «лучик света».

В пункте 2 Постановления Правительства № 440 указано, что в отношении сертификатов специалиста Министерством здравоохранения должно было быть принято одно из следующих решений:

  • перенос сертификации на период до 12 месяцев (то есть, на 2021 год);
  • автоматический зачет сертификации (в таком случае, исходя из смысла Постановления, сертификат должен был бы быть продлен до 2025 года).

То есть, существует вероятность, что сертификацию продлят еще на 1 год и медицинским работникам, у которых сертификат истекает в 2020 году, не придется проходить аккредитацию после Нового года. Как говорится, надежда умирает последней…

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ