База знаний
Цифровая трансформация здравоохранения официально определена Правительством как стратегическое направление
Цифровая трансформация здравоохранения официально определена Правительством как стратегическое направление

Цифровая трансформация здравоохранения официально определена Правительством как стратегическое направление

Мы живем в эпоху цифровой революции, предполагающей повсеместный переход от аналоговых технологий к цифровым. Эти процессы, более заметные нами в быту в связи с бурным развитием технологий, неминуемо касаются и здравоохранения как одной из наиболее важных сфер человеческой деятельности.

Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474, цифровая трансформация отнесена к национальным целям развития Российской Федерации на период до 2030 года. В качестве целевых показателей, характеризующих достижение данной национальной цели, Президентом названо достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения.

Как мы можем наблюдать, на примере Указа Президента РФ от 06.06.2019 № 254, к приоритетным направлениям развития здравоохранения государство относит создание единого цифрового контура в здравоохранении. Создание единого цифрового контура в здравоохранении предполагается на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). При этом планируется предусмотреть:

  • развитие ЕГИСЗ, обеспечивающей взаимосвязь процессов организации оказания медицинской помощи и управления ресурсами здравоохранения;
  • развитие ГИС субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в целях их интеграции в ЕГИСЗ;
  • внедрение и развитие медицинских информационных систем во всех медицинских организациях;
  • создание централизованных цифровых платформ в целях диагностики заболеваний, в том числе с использованием искусственного интеллекта.

На создание единого цифрового контура бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляется субсидия из федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

Отметим, что на основании всех приведенных программных документов, законодателем было разработано стратегическое направление в области цифровой трансформации здравоохранения, что закреплено в распоряжении Правительства РФ от 29.12.2021 № 3980-р, которое мы более подробно рассмотрим далее.

1. Цели и задачи цифровой трансформации

В качестве приоритетных целей цифровой трансформации, законодатель выделил:

  • достижение высокой степени «цифровой зрелости»,
  • оптимизацию рабочего времени медицинских работников посредством автоматизации процессов управления и внедрения передовых технологий.

Как мы можем видеть, в распоряжении Правительства РФ от 29.12.2021 № 3980-р используются сразу две формулировки − «цифровая трансформация» и «цифровая зрелость», не имеющие на сегодняшний день нормативного определения.

Поскольку законодателем не даны исчерпывающие определения данных понятий, попробуем рассмотреть их самостоятельно. Так, под цифровой трансформацией обычно понимают трансформацию системы управления путём пересмотра стратегии, моделей, операций, продуктов, маркетингового подхода и целей, обеспечиваемых принятием цифровых технологий.

«Цифровую зрелость» определить еще более затруднительно, условно можно понять это как меры готовности к успешной реализации задач цифровой трансформации.

Будем надеяться, что в последствии эти ключевые понятия будут закреплены нормативно.

Задачами цифровой трансформации являются:

  • обеспечение преемственности оказания медицинских услуг, от профилактики заболеваний до результатов диагностики, лечения и реабилитации после перенесенной болезни;
  • обеспечение динамического управления ресурсами здравоохранения на региональном и федеральном уровнях;
  • предоставление возможности организациям, осуществляющим отдельные полномочия страховщика по обязательному медицинскому страхованию, проводить дистанционный контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в том числе с использованием структурированных электронных медицинских документов;
  • разработка и реализация государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе на основе анализа больших данных о состоянии здоровья населения России;
  • переход к электронному документообороту в сфере здравоохранения;
  • организация информационного сопровождения и поддержки застрахованных лиц при получении медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования;
  • формирование электронных баз знаний по лечению заболеваний на основе обработки первичных электронных медицинских документов с использованием технологии больших данных;
  • обеспечение механизмов прозрачного лицензирования и контроля;
  • обеспечение защиты информации, в том числе персональных данных и врачебной тайны;
  • сокращение временных издержек медицинских работников, не связанных с оказанием медицинской помощи.

2. Проблемы и вызовы цифровой трансформации

Проблемами текущего состояния здравоохранения, решаемыми при цифровизации, являются:

  • слабое управление данными из-за отсутствия интегрированных приложений, а также единой среды управления справочной и нормативной информацией;
  • повышенная нагрузка на медицинских работников как следствие работы с несколькими системами и большим объемом ручного ввода данных и необходимостью ведения документации, в том числе медицинской, в бумажной форме;
  • длительные сроки, сложности разработки и реализации «сквозных» сервисов и бизнес-процессов вследствие необходимости точечной интеграции нескольких информационных систем, реестров и регистров;
  • низкие показатели доступности приложений и информационной среды как следствие использования различных вычислительных ресурсов на федеральном и региональном уровнях;
  • ограниченные возможности в проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;
  • сложная многоступенчатая процедура формирования и контроля исполнения базовой и территориальных программ обязательного медицинского страхования;
  • разобщенность информационных систем в сфере здравоохранения, отсутствие единых стандартов информационного взаимодействия, отсутствие структурированных электронных медицинских документов;
  • ограниченность межведомственного электронного взаимодействия.

Вызовами цифровой трансформации здравоохранения являются:

  • обеспечение эффективной, оптимальной маршрутизации пациента;
  • обеспечение высокого качества, необходимой полноты и достоверности информации о состоянии здоровья пациента;
  • создание условий для обмена данными пациентов между медицинскими организациями с обеспечением защиты персональных данных граждан;
  • проактивное информирование граждан в целях стимулирования раннего обращения пациентов за медицинской помощью;
  • повышение доступности медицинской помощи за счет усиления роли первичного звена здравоохранения;
  • единство подходов к оказанию медицинской помощи на основе клинических рекомендаций и финансовому обеспечению медицинской помощи;
  • внедрение системы внутреннего контроля полноты выполнения клинических рекомендаций, начиная с рабочего места медицинского работника;
  • построение актуальной аналитики.

Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимыми являются:

  • недостаточность цифровых компетенций граждан и отсутствие доверия к цифровым медицинским сервисам;
  • дублирование электронных и бумажных документов и увеличение временных затрат при их обработке медицинскими работниками;
  • низкий темп отказа от бумажного документооборота при переходе к электронному документообороту;
  • различный уровень готовности и финансовых возможностей субъектов Российской Федерации к внедрению новых цифровых технологий;
  • невозможность исполнения отдельных пунктов и мероприятий стратегического направления, а также достижения результатов за счет изменения приоритетности и объемов финансирования в связи с такими возникающими угрозами, как распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19.

Таким образом, мы видим, что движение в сторону цифровой трансформации призвано решить ряд важных проблем текущего состояния здравоохранения, однако может столкнуться со значительными вызовами и рисками.

3. Основные технологии стратегического направления

Отметим, что в ходе реализации стратегического направления будут внедрены следующие технологии:

  1. Большие данные. Под Больши́ми да́нными (англ. big data) обычно понимают структурированные и неструктурированные данные огромных объёмов и значительного многообразия, эффективно обрабатываемых горизонтально масштабируемыми программными инструментами, появившимися в конце 2000-х годов и альтернативных традиционным системам управления базами данных и решениям класса Business Intelligence.
  2. Управление показателями достижения национальных целей в режиме инцидент-менеджмента. В настоящее время в России уже существуют примеры инцидент-менеджмента. «Инцидент Менеджмент» — это система быстрого реагирования на публикации (комментарии) в социальных сетях (жалобы, вопросы, обращения) граждан. Система выявляет и собирает значимые сообщения: негативные оценки, жалобы, вопросы, отзывы, благодарности. Программа в основном мониторит пять популярных в России соцсетей: «ВКонтакте», Instagram, Facebook, Twitter и «Одноклассники».

Указанные технологии будут применены для:

  • информационного сопровождения граждан;
  • контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;
  • организации процессов управления в сфере здравоохранения на основе результатов обработки медицинских данных в электронной форме и перехода к электронному документообороту в сфере здравоохранения Российской Федерации,
  • цифровизации процессов планирования и управления в сфере здравоохранения Российской Федерации при условии обеспечения защиты персональных данных граждан.

В рамках реализации стратегического направления предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции (в том числе, систем хранения данных и серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест, программно-аппаратных комплексов, коммуникационного оборудования и систем видеонаблюдения) российского происхождения.

Стратегическое направление утверждается до 2024 года. Актуализация стратегического направления возможна ежегодно, но не более одного раза в год.

4. Ключевые проекты цифровой трансформации

4.1. Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения

Цель проекта — повышение эффективности функционирования единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения путем создания механизмов взаимодействия организаций в сфере здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования на основе внедрения цифровых технологий и платформенных решений, формирующих единый цифровой контур здравоохранения.

В результате реализации проекта будет обеспечено решение следующих задач, необходимых для проведения цифровой трансформации:

  • увеличение охвата населения, у которого медицинская информация хранится в электронном структурированном виде и доступна для пациента и его лечащего врача вне зависимости от медицинской организации субъекта Российской Федерации, в которой оказывается медицинская помощь;
  • обеспечение медицинскими организациями доступа для граждан к электронным медицинским документам посредством личного кабинета пациента «Мое здоровье» в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;
  • обеспечение механизма взаимодействия медицинских организаций за счет создания и развития подсистем ЕГИСЗ, формирующих единый цифровой контур здравоохранения;
  • внедрение в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения медицинских информационных систем, обеспечивающих информационное взаимодействие с подсистемами единой системы;
  • использование медицинскими организациями частной системы здравоохранения медицинских информационных систем, обеспечивающих информационное взаимодействие с подсистемами единой системы;
  • обеспечение информационного взаимодействия автоматизированной информационной системы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения с единой системой;
  • обеспечение создания и эксплуатации единой ведомственной медицинской информационно-аналитической системы Федерального медико-биологического агентства;
  • обеспечение эксплуатации и развития государственной информационной системы обязательного медицинского страхования, осуществление ее интеграции с единой системой;
  • обеспечение эксплуатации подсистемы «Федеральный реестр электронных медицинских документов» единой системы;
  • создание цифрового профиля пациента на базе единого регистра застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию;
  • создание условий для разработки таргетированных программ и внедрения технологий персонифицированной медицины в процесс управления общественным здоровьем;
  • обеспечение возможности централизованного ведения расчетов за оказанную медицинскую помощь, в том числе с использованием структурированных электронных медицинских документов;
  • обеспечение формирования и контроля исполнения базовой и территориальных программ обязательного медицинского страхования;
  • организация дистанционного контроля объемов, сроков и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;
  • обеспечение эксплуатации системы электронных рецептов;
  • реализация возможности лицензирования медицинской деятельности с использованием дистанционных технологий и данных единой системы;
  • расширение возможности лицензионного контроля со стороны Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения за соблюдением лицензиатами обязательных требований с использованием данных государственных информационных систем;
  • обеспечение защиты информации.

4.2. Медицинские платформенные решения федерального уровня

Цель проекта – обеспечение возможности ранней диагностики заболеваний, своевременное предупреждение отклонений от клинических рекомендаций в ходе лечения и организация возможности непрерывного наблюдения за каждым пациентом, предоставление медицинским специалистам и управленцам современного инструмента ведения и автоматизированного контроля оказания профильной медицинской помощи согласно порядкам оказания медицинской помощи, а также клиническим рекомендациям для повышения качества ее оказания.

Проект направлен на повышение эффективности функционирования системы здравоохранения путем создания и внедрения специализированных вертикально интегрированных медицинских информационных систем по профилям медицинской помощи (в том числе по онкологии, сердечно-сосудистым заболеваниям, профилактической медицине, акушерству и гинекологии и неонатологии), что обеспечит преемственность оказания медицинской помощи и позволит повысить ее доступность в медицинских организациях всех уровней системы здравоохранения на основе единых методологических подходов (порядки оказания медицинской помощи, клинические рекомендации).

Таким образом, в ближайшие годы цифровая трансформация здравоохранения сосредоточится на создании на основе ЕГИСЗ единого цифрового контура, а также на создании и внедрении специализированных вертикально интегрированных медицинских информационных систем по различным профилям медицинской помощи.

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ