Большой обзор «санкционных» изменений в медицинское и фармацевтическое законодательство: март 2022-го года

Большой обзор «санкционных» изменений в медицинское и фармацевтическое законодательство: март 2022-го года

Как известно, экономика Российской Федерации сейчас переживает острый кризис, связанный с необходимостью проведения масштабной трансформации. Прежде всего, это связано с международно-правовым положением страны и наличием экономических санкций со стороны ряда иностранных государств. Нарушение логистических цепочек и привычных схем поставок, а также уход с рынка прежних поставщиков неизбежно сказывается и на сфере здравоохранения, в том числе и на обеспечении граждан лекарственными средствами и медицинскими изделиями.

Возникшие сложности затрагивают не только граждан, медицинских работников и производителей медицинских изделий, но и ставят перед законодателем сложную задачу осуществить масштабную трансформацию правового регулирования данной сферы. В связи с этим, мы можем видеть, как в течение марта 2022-го года был принят ряд существенных изменений в законодательство. Отметим, что неделю назад нами уже была опубликована большая статья, посвященная анализу антисанкционных мер, установленных в Федеральном законе от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В этой статье, мы не будем рассматривать упомянутый федеральный закон и проанализируем другие актуальные изменения в медицинском законодательстве и рассмотрим то, какие они влекут за собой изменения в сфере здравоохранения.

Подчеркнем, что на данный момент существует довольно значительное количество новых нормативно-правовых актов, число которых постоянно пополняется. Ввиду этого, для удобства читателя мы разделим весь массив изменений в законодательство на три большие группы:

  • Меры, связанные с предотвращением дефицита медизделий и лекарственных средств;
  • Меры против производителей и поставщиков из недружественных стран (контр-санкции);
  • Меры, направленные на поддержку потребителей медицинских услуг (социальные гарантии гражданам).

Далее мы более подробно рассмотрим первую группу принятых в течение марта 2022-го года законодательных инициатив.

Меры, упреждающие дефицит медизделий и лекарственных средств

Так, восьмого марта вступило в силу Постановление Правительства РФ №302: «О введении временного запрета на вывоз за пределы Российской Федерации медицинских изделий, ранее ввезенных в Российскую Федерацию с территории иностранных государств, принявших решение о введении в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера».

Как мы можем видеть из названия Постановления, основной целью его принятия является предотвращение в стране дефицита медицинских изделий, техники и оборудования. Отметим, что согласно п.1 данного Постановления: «Временный запрет также распространяется на товары, которые помещены под таможенные процедуры до вступления в силу настоящего постановления».

Таким образом, все постановленные ранее в РФ медицинские изделия (включая технику и оборудование) из «недружественных» стран, должны оставаться на территории РФ. В связи с этим, законодатель в пункте 6 данного Постановления, специально устанавливает, что: «Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, обязуется проинформировать поставщиков медицинских изделий о временном запрете».

Также, отметим, что согласно п.2 Постановления: «Временный запрет не распространяется на вывоз товаров с целью:

  • перемещения в рамках международных транзитных перевозок, начинающихся и заканчивающихся за пределами территории Российской Федерации, а также товаров Российской Федерации, перемещаемых между частями территории Российской Федерации через территории иностранных государств;
  • обеспечения деятельности воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территории иностранных государств;
  • обеспечения деятельности организаций Российской Федерации, расположенных в г. Байконуре (Республика Казахстан) и на территории комплекса «Байконур»;
  • обеспечения деятельности организаций Российской Федерации на архипелаге Шпицберген».

Таким образом, введенный временный запрет на вывоз иностранных медизделий касается только тех изделий, которые были произведены и поставлены в РФ из «недружественных» иностранных государств, а также находящихся и используемых в РФ на постоянной основе (запрет не касается транзита через территорию). Отдельно нужно отметить, что данный запрет касается только «недружественных» государств, то есть тех стран, которые вели экономические санкции в отношении РФ (медизделия из других стран, например, стран Евразийского экономического союза, Китая и Индии, могут поставляться и вывозиться из страны в прежнем порядке).

Запрет на вывоз с территории РФ определенных товаров (в том числе и медицинского характера), также устанавливается Указом Президента РФ от 8-го марта 2022-го г. №100: «О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности» и принятым во исполнение данного Указа Постановлением Правительства РФ от 09.03.2022 №311.

Так, согласно данным нормативно-правовым актам до 31.12.2022 года с территории РФ также запрещен вывоз некоторых иностранных товаров. Перечень данных товаров установлен в Приложении к Постановлению Правительства РФ. Отметим, что к данным товарам относятся:

  • Фармацевтическая продукция; кетгут хирургический стерильный;
  • Посуда стеклянная для лабораторных, гигиенических или фармацевтических целей, градуированная или неградуированная, калиброванная или некалиброванная;
  • Приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения.

Отметим, что 22 марта был издан, а 1 апреля вступил в силу Приказ Росздравнадзора № 2075 «Об утверждении порядка выдачи разрешений на вывоз за пределы территории Российской Федерации отдельных видов товаров медицинского назначения по перечню согласно приложению № 6 к постановлению Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 312 «О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации»». Данный Приказ будет действовать на всей территории РФ до 31.12.2022.

Таким образом, некоторые медицинские изделия допускаются к вывозу, при наличии специального разрешения и соблюдения строгих правил. Согласно тексту постановления: «Выдача разрешения на вывоз отдельных видов товаров медицинского назначения осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, представленного в Росздравнадзор в бумажном виде с приложением информации на электронном носителе или через автоматизированную информационную систему Росздравнадзора».

Рассмотрим более подробно требования к заявлению: «Заявление составляется на русском языке, оформляется на бланке заявителя с визированием его подписью и печатью, содержит дату и регистрационный (исходящий) номер».

Таким образом, ключевым требованием к заявлению является наличие подписей и печатей руководителей заявителя (ИП или юридического лица, осуществляющего вывоз медизделий). Приказом установлен довольно обширный перечень сведений, которые должны содержаться в заявлении:

а) наименование заявителя, идентификационный номер налогоплательщика, ОГРН или ОГРНИП заявителя, адрес местонахождения (для юридического лица), адрес регистрации по месту пребывания либо по месту жительства (для индивидуального предпринимателя), почтовый и электронный адрес (адрес электронной почты), контактный номер телефона;

б) наименование товара, планируемого к вывозу за пределы Российской Федерации, с указанием модели, варианта исполнения, комплектации, принадлежностей, количества (при отсутствии сведений они не предоставляются), заводского номера, номера серии или номера партии, даты производства (изготовления), срока его годности (эксплуатации);

в) имеет ли товар, планируемый к вывозу за пределы РФ, медицинское назначение согласно документации производителя и/или области его применения;

г) является ли товар медицинского назначения медицинским изделием, зарегистрированным на территории РФ, сведения о дате и номере регистрационного удостоверения на медицинское изделие согласно Государственному реестру медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий (на расходные материалы, комплектующие, составные части — если имеется);

д) код медицинского изделия в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза;

е) код вида медицинского изделия в номенклатурной классификации медицинских изделий — в отношении медицинских изделий.

Также, согласно тексту Приказа, к заявлению должны прилагаться:

а) копии договоров поставки и копии дополнительных соглашений к договорам, предусматривающих вывоз промышленной продукции;

б) справка о товаре медицинского назначения, содержащая следующую информацию:

  • наименование товара медицинского назначения;
  • код ТН ВЭД ЕАЭС, наименование (торговое, коммерческое или иное наименование) товара медицинского назначения, его количество и стоимость в соответствии с контрактом;
  • страна назначения товара медицинского назначения;
  • отправитель товара медицинского назначения;
  • получатель товара медицинского назначения (наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, которому предназначается промышленная продукция, с указанием вида его деятельности, официального наименования и адреса местонахождения иностранного партнера, являющегося контрагентом заявителя по контракту);
  • цель вывоза товара медицинского назначения;
  • технические и коммерческие характеристики товара медицинского назначения, позволяющие его идентифицировать;
  • функциональное назначение или перечень выполняемых функций, области применения, качественные характеристики товара медицинского назначения;
  • сведения, подтверждающие отсутствие критического недостатка товара медицинского назначения на территории Российской Федерации;
  • дополнительная информация, имеющая значение для принятия решения о вывозе.

в) заполненный и представленный, в том числе на электронном носителе, проект разрешения на вывоз товара медицинского назначения, содержащий следующую информацию:

  • наименование (Ф.И.О.) лица, получающего разрешение на вывоз, его юридический адрес;
  • код ТН ВЭД ЕАЭС, наименование (торговое, коммерческое или иное наименование) товара медицинского назначения, его количество;
  • наименование, юридический адрес, страна получателя;
  • цель вывоза;
  • основание для вывоза (контрагенты, номер и дата контракта на поставку);
  • страна транзита (при наличии);
  • сведения о том, имеет ли товар, планируемый к вывозу за пределы Российской Федерации, медицинское назначение согласно документации производителя и/или области его применения;
  • сведения о том, является ли товар медицинского назначения медицинским изделием, зарегистрированным на территории РФ;
  • в случае, когда товар является зарегистрированным на территории РФ медицинским изделием: наименование медицинского изделия, наименование производителя и страна производства, код вида медицинского изделия, сведения о дате и номере регистрационного удостоверения на медицинское изделие согласно Государственному реестру медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий».

Еще раз подчеркнем, что целью предоставления данных сведений является выдача специального разрешения, позволяющего вывести медицинское изделие с территории РФ.

Помимо медизделий (включая медицинское оборудование и медицинскую технику) а также фармацевтической продукции и лекарственных средств, в РФ также действуют особые правила в отношении ввоза и вывоза биоматериалов.

Так, 14.03.2022 было принято Постановление Правительства РФ № 363: «Об утверждении Правил ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации биологических материалов, полученных при проведении клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Согласно тексту Постановления: «Правила устанавливают порядок ввоза в РФ и вывоза из РФ биологических материалов (образцы биологических жидкостей, тканей, секретов и продуктов жизнедеятельности человека, физиологических и патологических выделений, мазков, соскобов, смывов, микроорганизмов, биопсийный материал), полученных при проведении клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения.

Ввоз (вывоз) биологических материалов осуществляется для их изучения в РФ и (или) за пределами РФ на основании заключения выдаваемого Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Заключение выдается на период проведения клинических исследований лекарственного препарата для медицинского применения, при проведении которых будут получены биологические материалы».

Пункт 3 Постановления также устанавливает, что ввозить и вывозить биоматериалы может ограниченный круг организаций, к которым относятся:

а) разработчик лекарственного препарата для медицинского применения;

б) образовательные организации высшего образования;

в) научные организации, деятельность которых предусматривает клинические исследования лекарственных препаратов для медицинского применения.

Таким образом, мы можем видеть, что в настоящий кризисный момент законодатель уделяет большое внимание регулированию ввоза и вывоза на территорию РФ медицинских изделий (включая медицинскую технику и оборудование), лекарственных средств и фармацевтической продукции, а также биоматериалов. Данные временные жесткие меры связаны с предотвращением возникновения дефицита, в условиях переформатирования экономики. Отметим, что к данным мерам также относится и регулирование цен на медицинские изделия и лекарственные средства и предотвращение спекуляций на товарном рынке.

Так, 6-го марта 2022-го года было принято Постановление Правительства РФ №297: «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок в целях закупки отдельных наименований медицинских изделий путем проведения электронного запроса котировок».

Данное Постановление будет действовать до первого августа 2022-го года и устанавливает, что: «При закупке медицинских изделий в части медицинского оборудования, расходных материалов к нему и технических средств реабилитации инвалидов (за исключением медицинских изделий одноразового применения, адсорбирующего белья, подгузников, противопролежневых матрасов и подушек) заказчик вправе проводить электронный запрос котировок в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает 50 млн. рублей. При этом годовой объем закупок таких медицинских изделий, осуществляемых путем проведения электронного запроса котировок, не должен превышать 750 млн. рублей».

Отметим, что Постановление предписывает Минздраву РФ проводить мониторинг цен на медицинские изделия, приобретаемые за счет средств федерального бюджета, а также информировать Правительство о результатах проводимого мониторинга.

Нам представляется, что уже введенные нормативно-правовые акты также будут стремительно изменяться и дополняться новыми. В связи с этим, необходимо «держать руку на пульсе» и вовремя реагировать на все вводимые законодателем новеллы.

Контр-санкции

Как мы можем видеть, введение санкционных мер в отношении РФ неизбежно заставляет законодателя применять соответствующие ответные меры. Значительное ухудшение отношений с рядом стран неизбежно сказывается и на сфере здравоохранения. В этом контексте, необходимо отметить вступившее в силу 6-го марта Постановление Правительства Российской Федерации № 299: «О внесении изменений в пункт 2 методики определения размера компенсации, выплачиваемой патентообладателю при принятии решения об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца без его согласия, и порядка ее выплаты».

Согласно тексту Постановления: «В отношении патентообладателей, связанных с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических и физических лиц недружественные действия (в том числе, если такие патентообладатели имеют гражданства этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), размер компенсации составляет 0 процентов фактической выручки лица, которое воспользовалось правом использования изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя, от производства и реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг, для производства, выполнения и оказания которых использованы соответствующие изобретение, полезная модель или промышленный образец.».

Таким образом, законодатель применяет меры направленные на лишение прибыли производителей и изобретателей из «недружественных» стран, получавших ее на территории РФ. Отметим, что содержание данного Постановления также относится и к медицинской технике и оборудованию, в том числе патентам на лекарственные средства, диагностические и терапевтические методы и средства и т.д. Несомненно, данная мера означает уменьшение притока «интеллектуальных инвестиций» из-за рубежа, однако, в условиях фактического прекращения поставок и ухода с рынка иностранных компаний она является последовательной. Также, подчеркнем, что данные положения касаются исключительно «недружественных» государств, то есть тех стран, которые ввели экономические санкции в отношении РФ. В отношении остальных государств, действует прежний порядок.

Помимо таких «негативных» контр-санкционных мер, стоит также отметить и меры, предпринимаемые Правительством РФ для привлечения иностранных специалистов в отечественное здравоохранение и другие сферы. Так, 14.02.2022 был принят Приказ Минтруда РФ №58: «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан — квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу не распространяются»

Согласно тексту Приказа, прибывшие в Россию на основании визы иностранцы вправе трудоустраиваться на различные медицинские специальности (39 должностей включая врачей скорой помощи, врачей терапевтов, врачей психиатров, медицинских техников-лаборантов и фельдшеров и других). Отметим, что в ранее действующем аналогичном Приказе от 2019-го года не фигурировали медицинские специальности.

Таким образом, законодатель предпринимает шаги по привлечению иностранной квалифицированной рабочей силы в РФ (включая медицинских специалистов). С этим также связано то, что, иностранные медработники также могут претендовать на получение гражданства России в упрощенном порядке.

В рамках анализа контр-санкционных инициатив, связанных с расширением сотрудничества с «дружественными» странами, стоит отметить Постановление Правительства РФ № 443 от 23.03.2022 «Об утверждении Положения о ведении реестра единственных поставщиков лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий, которые не имеют аналогов в Российской Федерации и производство которых осуществляется производителями, происходящими из иностранного государства, не вводившего в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера». Данное Постановление вступило в силу 23-го марта и будет действительно до 1-го августа 2022-го года.

Как видно из названия Постановления, оно определяет формирование реестра поставщиков медизделий и лекарственных препаратов не имеющих аналогов в РФ и произведенных в «дружественных» странах. Так, в реестре отображается следующая информация:

  • номер записи; полное, сокращенное (при наличии) и фирменное наименования организации, включенной в реестр в качестве единственного поставщика, ее организационно-правовая форма, идентификационный номер налогоплательщика, адрес места нахождения;
  • международное непатентованное (или химическое, или группировочное) наименование, торговое наименование лекарственного препарата, форма выпуска и дозировка лекарственного препарата;
  • номер регистрационного удостоверения лекарственного препарата, срок его действия; наименование производителя и адрес места производства лекарственного препарата;
  • наименование медицинского изделия с указанием кода вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, и кода в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, единственным поставщиком которого является организация;
  • номер регистрационного удостоверения медицинского изделия, срок его действия.
  • Для включения в реестр, организациям-поставщикам необходимо предоставить:

    а) заявление о включении организации в реестр, подписанное электронной подписью, в котором указываются полное, сокращенное (при наличии) и фирменное наименования организации, ее организационно-правовая форма, идентификационный номер налогоплательщика, адрес места нахождения, код причины и дата постановки на учет в налоговом органе;

    б) в отношении лекарственных препаратов и медизделий:

    • международное непатентованное (или химическое, или группировочное) и торговое наименования лекарственного препарата;
    • лекарственная форма, дозировка;
    • номер регистрационного удостоверения лекарственного препарата или медизделия и срок его действия;
    • наименование производителя и адрес места производства лекарственного препарата или медизделия;
    • заключение Министерства здравоохранения РФ об отсутствии российских аналогов лекарственного препарата и заключение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения об отсутствии аналогов для медизделий. Информация, полученная от Минздрава и ФСН, должна быть представлена в уполномоченный орган не позднее 60 календарных дней со дня ее получения;
    • наименование медицинского изделия с указанием кода вида медизделия в соответствии с номенклатурной классификацией и ОКВЭД;
    • в отношении медицинских изделий иностранного производства сведения о ввозе на территорию Российской Федерации иных медицинских изделий, поставлявшихся в течение одного календарного года, на дату подачи заявления о включении организации в реестр по соответствующему коду вида номенклатурной классификации, представляемые Федеральной таможенной службой. Информация, полученная от Федеральной таможенной службы, должна быть представлена в уполномоченный орган не позднее 60 календарных дней со дня ее получения;

    д) в отношении медицинских изделий отечественного производства — заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;

    е) данные бухгалтерской отчетности организации за последний завершенный отчетный период;

    ж) сведения организации о том, что в отношении ее не проводятся процедуры ликвидации, а также отсутствует решение арбитражного суда о признании организации несостоятельной (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

    з) заявление организации о готовности к поставке в Российскую Федерацию лекарственных препаратов или медицинских изделий, а также гарантийное письмо производителя лекарственного препарата или медицинского изделия о поставке в Российскую Федерацию продукции (если организация не является производителем лекарственного препарата или медицинского изделия)».

    Относительно сроков рассмотрения заявки и включения в реестр, устанавливается, что: «Уполномоченный орган рассматривает заявление с прилагаемыми к нему документами в течение 10 рабочих дней со дня их поступления.

    В случае если состав прилагаемых к заявлению документов и сведений не соответствует требованиям, а также если в них обнаружена недостоверная информация, уполномоченный орган вправе в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявления запросить у организации недостающие и (или) уточняющие документы и сведения.

    Рассмотрение уполномоченным органом заявления приостанавливается до представления запрошенных документов и сведений на срок не более 30 рабочих дней».

    Таким образом, отметим, что государством осуществляется учет всех поставляемых в РФ лекарственных средств и медизделий являющихся уникальными и не имеющими аналогов отечественного производства. В этих целях проводится сбор информации от поставщиков и ее систематизация в виде специального реестра.

    Также, в качестве «контр-санкционного» закона (однако, не относящегося напрямую к сфере здравоохранения) возможно назвать ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» от 28.12.2012. Новые поправки в закон от 4-го марта 2022-го года позволяют запрещать въезд в Россию гражданам любой страны и лицам без гражданства, а также признавать их пребывание на территории страны нежелательным.

    Социальная поддержка граждан и финансирование здравоохранения

    Помимо правовых мер, непосредственно связанных с регулированием рынка медицинских изделий и лекарственных средств, стоит отдельно отметить и законодательные инициативы, направленные на поддержку отечественного здравоохранения. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 12.03.2022 №346: «О внесении изменения в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» больницы и поликлиники, оказывающие медицинскую помощь за счет средств ОМС, смогут приобретать медизделия стоимостью до 1 млн руб. (за единицу), а не до 100 тыс. руб., как это было раньше. Речь идет о медицинских изделиях, необходимых для проведения операций, лабораторных и инструментальных исследований.

    Отметим, что 24.03.2022 также вступило в силу Постановление Правительства РФ №447 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие здравоохранения». Данное Постановление устанавливает предоставление медицинским организациям государственных субсидий. Согласно пункту 4 Постановления:

    Критериями отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидии являются:

    а) наличие государственной программы субъекта Российской Федерации, включающей мероприятия по оснащению (дооснащению и (или) переоснащению) медицинскими изделиями медицинских организаций;

    б) наличие в субъекте Российской Федерации медицинских организаций, соответствующих следующим условиям:

    • наличие лицензии на медицинскую деятельность с указанием работ (услуг) по медицинской реабилитации;
    • наличие функционирующего отделения медицинской реабилитации, в том числе отделения ранней медицинской реабилитации взрослых, отделения медицинской реабилитации детей (детское реабилитационное отделение), стационарного отделения медицинской реабилитации взрослых, специализированного отделения медицинской реабилитации детей, дневного стационара медицинской реабилитации взрослых, амбулаторного отделения медицинской реабилитации взрослых;
    • укомплектованность медицинских организаций кадрами, участвующими в осуществлении медицинской реабилитации (не менее 70 процентов).

    Также, отметим, что 23-го марта вступило в силу Постановление Правительства РФ №444 «О внесении изменений в особенности государственного регулирования предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств».

    Данные изменения устанавливают, что в случае возникновения дефектуры или риска дефектуры жизненно важных лекарственных средств, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения формирует специальное заключение, которое позволяет установить предельную отпускную цену на лекарственные средства.

    Особое значение также имеет Постановление Правительства РФ от 6.03.2022 №298: «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2014 г. № 1134 и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

    Указанное Постановление регламентирует оказание бесплатной медицинской помощи беженцам из областей военных действий на территории ЛНР, ДНР и Украины. Также, в Постановлении регламентируется перераспределение бюджетных средств и создание специальных денежных фондов для оказания медицинской помощи. Отметим, что согласно тексту Постановления:

    «Гражданам Российской Федерации, гражданам Украины, гражданам Донецкой Народной Республики, гражданам Луганской Народной Республики и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, вынужденно покинувшим территорию Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, до получения ими полиса обязательного медицинского страхования либо временного свидетельства, подтверждающего оформление полиса и удостоверяющего право на бесплатное оказание застрахованному лицу медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая (далее соответственно — граждане и лица без гражданства), медицинская помощь оказывается в соответствии с Правилами оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ».

    Также, Постановление устанавливает, что:

    «Вышеуказанным гражданам и лицам без гражданства оказывается бесплатно:

    • первичная медико-санитарная помощь, включая лекарственное обеспечение лекарственными препаратами;
    • специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь в неотложной форме при заболеваниях и состояниях, включенных в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
    • проводятся профилактические прививки, включенные в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

    Помимо этого, стоит отметить, что в РФ действует упрощенный порядок для трудоустройства иностранных медицинских работник (ранее упомянутый Приказ Минтруда РФ №58), в том числе работников из числа граждан ЛНР и ДНР. Так, жители данных территорий, имеющие медицинскую квалификацию, могут быть трудоустроены на территории соседних областей РФ. Отметим, что Росздравнадзор Ростова-на-Дону открыл «горячую линию» по вопросам получения допуска к фармацевтической и медицинской деятельности гражданами с пропиской в Луганской и Донецкой народных республиках. Срок рассмотрения документов сокращен с 25 до 5 дней. С подробной информацией о порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, можно ознакомиться на официальном сайте Росздравнадзора.

    Еще раз подчеркнем, что рассмотренные здесь законодательные инициативы не являются исчерпывающими. Несмотря на то, что за период с 1-го по 31-е марта 2022-го года было принято более десяти различных нормативно-правовых актов (в том числе, вносящих изменения в ранее действующие), законодателю предстоит ответить еще на множество вызовов.

    Подчеркнем, что в дальнейшем стоит ожидать новых новаций и изменений в уже действующее законодательство в связи с необходимостью реагировать на происходящие изменения. Данные изменения неизбежно будут касаться как поставщиков и производителей медицинских изделий и лекарственных средств, так и медицинских работников, включая руководство медицинских учреждений, а также широкого круга населения, обращающегося за медицинской помощью. На нашем сайте мы представляем анализ всех самых актуальных и значимых изменений в медицинское законодательство Российской Федерации.

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ