Новости
Налоговым льготам в медицине скорее быть, чем нет, но пока только для стоматологов и не точно

Налоговые таблетки от коронавируса и другие льготы для медицинского бизнеса. Часть 1

Никита Багмет, управляющий партнёр «Б&О Барристерс»

Налоговые таблетки от коронавируса и другие льготы для медицинского бизнеса. Часть 1

В последние дни атмосфера в бизнес-среде России напоминает Уолл-стрит в разгар рабочей недели. Брокеры бегают и суетятся с бумагами, телефонные линии разрываются, всюду царит хаос и вечная паника. Вот только вместо «взмыленных» финансистов – бизнес (в том числе, медицинский) и его владельцы, а вместо летающих повсюду бумаг – указы, распоряжения и постановления, которые пулеметной очередью утверждаются и с такой же скоростью разносятся по сети.

СМИ и федеральные каналы во всю трубят о новых мерах Президента и Правительства, которые непременно защитят бизнес и спасут «утопающих» предпринимателей. Вот только, нормативов много, а доверия к ним мало. Главный вопрос сейчас: стоит ли реально рассчитывать на какие-то преференции от государства или под так старательно растиражированными «пряниками» замаскирован очередной кнут? К сожалению, история приучила наших граждан ожидать от законодателя чего угодно. Поэтому радоваться послаблениям никто не спешит – как бы налоговые каникулы не обернулись каникулами строгого режима… Поэтому с сегодняшнего дня мы начинаем цикл заметок, посвященных ключевым нововведениям, направленным на поддержку предпринимательства в связи с распространением коронавируса. Начнем с самого животрепещущего вопроса:

Быть все-таки налоговым и страховым льготам для медицинских организаций или не быть?

Забегая наперед, отметим, что возможность получения налоговых и страховых отсрочек (рассрочек) любой организацией вообще-то существовала всегда, ещё до форс-мажора, но самое интересное оставим «на закуску». Давайте сначала разберемся со всем по порядку.

Начнем с Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ (далее – ФЗ № 102), которым вроде бы должны были «скостить» страховые взносы для субъектов малого и среднего предпринимательства (для справки, проверить входит ли ваша организация в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства можно на сайте налоговой по ссылке https://rmsp.nalog.ru/).

На сайте Правительства оптимистично указано, что страховые взносы снижены аж в 2 раза:

Сайт Правительства РФ - льготы для бизнеса

Для неподготовленного зрителя цифра действительно выглядят внушительно. На деле все не так радужно, но пока не будем о плохом.

Начнем с хорошей новости – страховые льготы распространяются на всех субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), независимо от их вида деятельности. Соответственно, медицинские организации, которые вошли в реестр МСП, в список «льготников» попадают.

Теперь о плохом. Размер взносов, действительно, уменьшен, но с незначительной такой припиской – «скидка» действует в отношении части выплат, превышающий величину минимального размера оплаты труда (МРОТ) (ст. 5 и 6 ФЗ № 102).

Также необходимо учитывать платятся ли взносы в пределах предельной величины базы для исчисления страховых взносов (простите за тавтологию). Напомним, что её размер на 2020 год установлен постановлением Правительства РФ от 06.11.2019 № 1407 и составляет:

  • На обязательное пенсионное страхование – 1 292 000 рублей.
  • На обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 912 000 рублей.

Для тех, кто не знает о чем речь:

Доход работника рассчитывается нарастающим итогом с начала года. Например, по старым правилам, с этого дохода должен был платиться взнос в размере 22% в Пенсионный фонд, пока сумма выплат в пользу работника не превысит лимит в размере 1 292 000 рублей. Когда зарплата работника нарастающим итогом превысит 1 292 000 рублей взносы в ПФР с такого работника за оставшиеся месяцы должен был платиться по пониженной ставке — 10%. Аналогичный порядок действует в отношении взносов на социальное страхование. Только там ставки 2,9% и 0% соответственно, а сумма базы – 912 000.

Но вернемся к льготам. Чтобы было понятнее, давайте по пунктам:

  1. Особенно «расщедрился» законодатель на снижение тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, если такие взносы платятся в пределах вышеупомянутой базы. В отношении суммы свыше МРОТ с 1 апреля их размер составит 10% от доходов работника вместо 22%. Как уже говорилось ранее, на часть выплат в пределах МРОТ размер останется прежним (то есть 22%).
  2. Что касается тарифа на обязательное пенсионное страхование свыше установленной предельной величины базы, то он вообще как был 10,0 %, так и остался. В этой части никаких льгот нет.
  3. На этом «подколы» от государства не закончились. Помимо взносов в ПФР, законодатель также снизил на целых 0,1% (!!!) ставку на обязательное медицинское страхование – теперь она составит 5,0 % вместо 5,1 %. Особенно смешно, что это тоже распространяется на часть выплат, которая превышает МРОТ. Действительно, серьезная мера, которая явно спасет утопающий бизнес, если к тому моменту предприниматели сами не помрут от приступа смеха (естественно, нервного).
  4. На этом фоне «ложкой меда» выглядит снижение тарифа на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – с 1 апреля его размер составит 0,0 % (вместо 2,9%). Правда, сверх предельной величины базы для исчисления страховых взносов он и так был 0%.

Теперь на русском языке. С учетом новых «льгот» размер выплат с 1 апреля 2020 года будет рассчитываться следующим образом:

База Пенсионный взнос Взнос на ОМС Взнос на соцстрахование Всего
Для части выплат в пределах МРОТ и в пределах величины страховой базы 22% 5,1% 2,9% 30%
Для части выплат в пределах МРОТ,но сверх величины страховой базы 10% 5,1% 0% 15,1%
Для части выплат сверх МРОТ (вне зависимости от страховой базы) 10% 5,0% 0% 15%

Таким образом, «скидка» на страховые взносы составляет 15%, но распространяется только на сумму выплат, которая превышает размер МРОТ. Будем честны, «белые» зарплаты в РФ редко и не сильно превышают этот размер. Поэтому мера явно не сильно спасет предпринимателей.

Складывается ощущение, что законодатель специально издевается над работодателями. Дескать, вы же платите зарплату в «черную», вот и получайте преференции, которые заслужили.

Кроме того, справедливости ради заметим и то, что вопрос снижения страховых взносов обсуждался в правительстве уже давно. В 2017–2018 гг. власти уже обсуждали налоговый маневр – снижение страховых взносов до 22% взамен на повышение НДС с 18 до 22%. Зимой 2020 года обновленный состав Правительства вновь вернулся к вопросу введения страховых льгот, а соответствующие поправки в проект ФЗ № 102 появились в начале марта еще до того, как пандемия коронавируса парализовала бизнес-среду РФ.

Скорее всего, льготы в части страховых взносов и так были бы введены, а коронавирус лишь ускорил этот процесс. Это косвенно подтверждает еще и тот факт, что льготы действуют до 31 декабря 2020 года, однако ФЗ № 102 вносит также изменения в Налоговый кодекс, которыми льготы планируется продлить и с 1 января 2021 года, когда пандемия коронавируса уже явно закончится (а значит дело было вовсе не в ней).

Теперь об отсрочках-рассрочках

Помимо откровенно неадекватных страховых льгот, ФЗ № 102 также наделил Правительство РФ полномочиями по установлению условий и оснований предоставления отсрочки (рассрочки) по налогам и страховым взносам в условиях пандемии.

Правительство предоставленной возможность воспользовалось уже на следующий день. Речь о Постановление от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (далее – ПП РФ № 409), которым некоторым организациям был перенесен срок уплаты и упрощен порядок предоставления отсрочек (рассрочек) по уплате ряда налогов и страховых взносов.

В п. 1 ПП РФ № 409 указано, что меры поддержки, в том числе, распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, занятых в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Весь сыр-бор как раз и возник вокруг этого перечня. Многие представители СМИ и юристы считали, что такой перечень утвержден Постановлением от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (далее – Перечень № 434). Что уж там говорить, даже сам Консультант+ ссылается с ПП РФ № 409 на Перечень, утвержденный ПП РФ № 434.

Кстати, до недавнего времени Перечень № 434 не охватывал медицинские организации. Однако 10 апреля расщедрившееся Правительство с барского плеча добавило в список стоматологическую практику (код ОКВЭД 2 86.23) (Постановление правительства РФ от 10.04.2020 № 479).

Внимание! Постановление правительства РФ от 10.04.2020 № 479 вступает в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования! Поскольку Постановление было опубликовано 13 апреля 2020 года, фактически стоматологическую практику  Перечень № 434 пока не включает, что нужно учитывать при принятии решения об уплате налогов и страховых взносов (например, срок уплаты страховых взносов за март 2020 года наступит 15 апреля 2020 года, то есть еще до того как стоматология получит право на соответствующую отсрочку)

Но весь спор в другом. Более внимательные юристы заметили, что указанный перечень не распространяется на налоговые льготы. Дескать, об этом чёрным по белому написано в пункте 2 Постановления № 434, согласно которому перечень применяется в целях предоставления кредитных каникул. Кстати говоря, это было понятно еще и из названия, которое у перечней разное: в «налоговом» ПП РФ № 409 речь идёт о перечне видов деятельности, а в Перечне 479 – об отраслях экономики.

С тех пор только ленивый не написал, что стоматологам рассчитывать на налоговые и страховые преференции пока рано. Однако, есть надежда, что это не более чем техническая ошибка-упущение, так как Федеральная налоговая служба похоже настроена применять в целях предоставления льгот именно Перечень № 434. В частности, ФНС ссылается на него как на основание для получения льгот по ПП РФ № 409 вот здесь и здесь. Отметим, что информация налоговой была опубликована недавно (9 апреля), то есть уже после выхода ПП РФ № 434, когда по идее должно было быть известно, что на налоговые и страховые льготы оно не распространяется. Да и не стоит забывать, что нынешний премьер-министр раньше возглавлял ФНС, а потому контакт между ведомствами очевидно налажен хорошо и ошибка в трактовке Постановлений налоговой службой маловероятна (хотя и не стоит ее исключать).

Правда, на сайте ФНС Перечень № 434 опубликован еще в старой редакции (без стоматологий), но полагаем, что это в ближайшее время поправят.

Update: 18 апреля Правительство утвердило изменения в п. 2 Постановление № 434, в котором теперь указано, что Перечень используется «В ТОМ ЧИСЛЕ» в целях предоставления кредитных каникул. Изменения внесены Постановлением Правительства № 540 (сам документ можно скачать по данной ссылке). С одной стороны, в Постановлении не сказано, что Перечень № 434 распространяется на налоговые льготы, но по крайней мере теперь его действие не ограничивается кредитной сферой.

Таким образом, у стоматологов все-таки есть реальная надежда на получение льгот (если, конечно, ФНС не откажется от своей позиции, что сделать не так уж сложно, так как информация на сайте ФНС не то что не имеет нормативного характера, но и даже не является официальным разъяснением). Хотя, де-юре, использовать Перечень отраслей экономики для целей выдачи налоговых и страховых льгот все-таки не совсем правильно и Правительству следовало бы внести изменения в ПП РФ № 434. В общем, как говорят в Одессе «будем посмотреть», но надежда умирает последней.

Самое интересное — рассрочки/отсрочки существовали всегда

Вы будете удивлены, но вообще-то возможность получения отсрочки или рассрочки и раньше существовала в Налоговом Кодексе, а именно в статье 64. При чем, в отличии от ПП РФ № 409, данная статья распространяется на все организации.

В частности, к основаниям получения налогово-страховых преференций по общему правилу, в том числе, относятся:

  • Причинение организации ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы (пп. 1 п. 2 ст. 64 НК РФ);
  • Угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога (пп. 3 п. 2 ст. 64 НК РФ);
  • Имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога (пп. 4 п. 2 ст. 64 НК РФ).

Правда, если отсрочка или рассрочка предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 3 и 4, то на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки. Поэтому более привлекательным все-таки кажется вариант с получением преференций на основании первого подпункта. Однако здесь также есть свои сложности.

Во-первых, является ли пандемия обстоятельством непреодолимой силы. На эту темы было уже много рассуждений. Поэтому мы не будем сейчас вдаваться в диспуты, остановимся лишь на том, что косвенно или прямо это уже было подтверждено рядом разъяснений органов власти, а также некоторыми нормативными актами. Например, в пункте 8 (1) Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» указано, что «распространение новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который является обстоятельством непреодолимой силы».

Кстати говоря, ПП РФ № 409 также ссылается на статью 64 НК РФ, уточняя, что «правительственные» отсрочки или рассрочки взносов предоставляется в соответствии с положениями статей 61, 62, 64 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющими порядок предоставления отсрочки имеено лицам, которым причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.

Поэтому в теории (снова выделим это слово) все организации вправе претендовать на отсрочки в общем порядке статьи 64 НК РФ. Так в чем же тогда проблема и зачем понадобилось целое отдельное Постановление Правительства?

Дело в том, что для получения отсрочки (рассрочки) по статье 64 Налоговый Кодекс содержит целый ряд дополнительных условий и ограничений, которые были отменены ПП РФ № 409.

Например, организации, на которые распространяется ПП РФ № 409, для получения отсрочки (рассрочки) вправе не предоставлять ряд документов. В частности, на такие организации не распространяется пункт 5.1 статьи 64 Налогового Кодекса, который гласит, что к заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по причине причинения ущерба вследствие обстоятельств непреодолимой силы должны прилагаться:

  1. Заключение о факте наступления в отношении заинтересованного лица обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для его обращения с этим заявлением, а также:
  2. Акт оценки причиненного этому лицу ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Если с заключением еще все более-менее понятно (их с 26.03.2020 бесплатно выдают Торгово-промышленные палаты субъектов РФ — см. письмо ТПП РФ от 26.03.2020 № ПР/0316), то что делать с актом оценки причиненного ущерба неизвестно. Не ясен ни порядок его получения, ни механизм доказывания размера ущерба.

Есть и ряд других сложностей и ограничений с получением налогово-страховых отсрочек (рассрочек) на основании пп. 1 п. 2 ст. 64 НК РФ. Например, согласно пп. 2.1 статьи 64 НК РФ рассрочка (отсрочка) на основании пп. 1, 3 и 4 п. 2 ст. 64 НК РФ (именно о них мы говорили выше) может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов.

Таким образом, в теории (снова особо выделим это слово), получить отсрочки или рассрочки могли бы все организации. Но, де-факто, для тех организаций, которые не попали под действие ПП РФ № 409, это фактически может оказаться непосильной задачей.

Интересно, что своим Постановлением № 409 Правительство как бы намекает, что получить отсрочку (рассрочку) по статье 64 НК РФ в общем порядке невозможно (или по крайней мере сложно). Только вот непонятно почему бы не упростить порядок получения отсрочки (рассрочки), установленный в статье 64, для всего малого и среднего бизнеса? Видимо нашим чиновникам доставляет удовольствие наблюдать как бизнес под соусом абсолютно фиктивных льгот пытается проглотить очередную брошенную им кость… Впрочем, это не мешает им бить в грудь кулаком и объявлять себя борцами за права предпринимателей.

P.S. Продолжение следует. Оставайтесь с нами, в ближайшее время мы опубликуем подробные разъяснения о том, какие конкретно льготы предусмотрены ПП РФ № 409, расскажем о порядке получения соответствующих отсрочек или рассрочек, а также затронем вопрос иных преференций, которые были обещаны государством в условиях распространения коронавируса (в том числе, вопросы получения кредитов на зарплаты, получения отсрочек по оплате аренды и т.д.).