Статьи
Судебно-психиатрическая экспертиза: порядок проведения, этапы и сроки
Судебно-психиатрическая экспертиза: порядок проведения, этапы и сроки

Судебно-психиатрическая экспертиза: порядок проведения, этапы и сроки

Судебные экспертизы проводятся в специализированных судебно-экспертных учреждениях (СЭУ) или вне этих учреждений. Согласно п. 1 Порядка проведения судебно-психиатрической экспертизы, утвержденного Приказом Минздрава России от 12.01.2017 №3н (далее — Порядок), большинство судебно-психиатрических экспертиз проводятся в специализированных судебно-экспертных отделениях государственных психиатрических учреждений по правилам, установленным законом для государственных СЭУ.

Согласно ч. 1 ст. 11 ФЗ №73 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее — ФЗ №73), государственными СЭУ являются государственные учреждения, специально предназначенные для производства судебных экспертиз. В соответствии с ч. 2 ст. 11 ФЗ №73 проводить судебные экспертизы по правилам, установленным для СЭУ, могут также специализированные судебно-экспертные подразделения государственных учреждений.

К числу государственных судебно-психиатрических экспертных учреждений (СПЭУ) относятся судебно-экспертные подразделения ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России (СПЭУ федерального уровня) и отделения СПЭ психиатрических учреждений, подчиненных органам управления здравоохранением субъектов РФ. Организация отделений СПЭ в психиатрических учреждениях муниципальной системы здравоохранения законом не предусмотрена.

Государственные СПЭУ должны находиться в ведении органов управления здравоохранением. В психиатрических учреждениях других ведомств (Минобороны России, Министерство внутренних дел России и пр.) они создаваться не могут. Данное правило вытекает из требований ч. 5 ст. 11 ФЗ №73. Контролирует порядок производства судебно-психиатрических экспертиз в ГСПЭУ специально уполномоченный орган – Росздравнадзор РФ. Это следует из смысла положений постановления Правительства РФ №323 от 30.06.2004 г., а также из приказа Министерства здравоохранения РФ №844н от 13.08.2020 г.

Закон допускает проведение любой судебной экспертизы, включая психиатрическую, как в экспертном учреждении, так и вне его (ст. 199 УПК РФ, ч. 1 ст. 84 ГПК РФ, ст. 41 ФЗ №73). Судебно-психиатрическая экспертиза может поручаться не только экспертам государственного СПЭУ, но и другим лицам, назначенным экспертами в порядке, установленном УПК РФ и ГПК РФ. Согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2010 г. №28 «О судебной экспертизе по уголовным делам», «к иным экспертам из числа лиц, обладающих специальными знаниями, относятся эксперты негосударственных СЭУ, а также лица, не работающие в судебно-экспертных учреждениях. Под негосударственными судебно-экспертными учреждениями следует понимать некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с Гражданским кодексом (ГК) Российской Федерации и Федеральным законом “О некоммерческих организациях”, осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами».

При поручении экспертизы лицу, не являющемуся сотрудником государственного СПЭУ, суд (следователь) обязан предварительно выяснить его профессиональную компетентность: специальность, стаж работы, наличие специальной экспертной подготовки, врачебной категории, ученой степени или ученого звания. Вопрос о том, обладает ли такое лицо знаниями, достаточными для проведения исследований и ответа на экспертные вопросы, решает суд (следователь), назначающий СПЭ, причем каждый раз индивидуально.

В соответствии с п. 4 Порядка и ст. 7 ФЗ №73 при проведении судебной экспертизы эксперт профессионально самостоятелен и процессуально независим, он сам выбирает методы и средства исследования. Как и в составе комиссии экспертов, которой поручено производство судебно-психиатрической экспертизы, каждый эксперт независимо и самостоятельно проводит исследования, оценивает результаты, полученные им лично и другими экспертами, и формулирует выводы по поставленным вопросам в пределах своих специальных знаний. Никто, включая следователя, суд и руководителя экспертного учреждения, не вправе давать эксперту указания, предрешающие содержание экспертных выводов. Эксперт формулирует их на основании проведенных им исследований и несет за данное им заключение личную ответственность.

Согласно ч. 2 ст. 8 ФЗ №73, заключение эксперта должно основываться на «положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных». В ч. 6 ст. 11 ФЗ №73 сказано, что государственные СЭУ одного и того же профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы «на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов».

Примером косвенной регламентации экспертных методов могут служить также законодательные ограничения, налагаемые на методы исследования, применяемые при экспертизах живого лица. Подобные нормы содержатся преимущественно в ФЗ №73, где экспертизам живых лиц посвящена специальная глава (гл. IV, ст. 26–36).

Основное отличие указанных экспертиз от других состоит в том, что при их назначении и производстве возникает необходимость в дополнительных юридических гарантиях защиты прав лиц, подвергаемых экспертизе. Названные гарантии должны соответствовать конституционным и международно-правовым принципам соблюдения прав человека.

Так, каждый испытуемый должен быть информирован в доступной для него форме о применяемых в отношении него методах экспертного исследования, включая альтернативные, о возможных болевых ощущениях и побочных явлениях. Соответствующие разъяснения испытуемому дают эксперты (ч. 1 ст. 35 ФЗ №73). Законодательство содержит ряд ограничений и запретов, в частности:

  • положения о недопустимости ограничения прав, обмана, насилия, угроз и иных незаконных мер в целях получения сведений от испытуемого (ч. 2 ст. 31 ФЗ №73);
  • запрет применять методы экспертного исследования, сопряженные с сильными болевыми ощущениями или способные отрицательно повлиять на здоровье, методы оперативного вмешательства, а также методы, запрещенные к применению в практике здравоохранения (ч. 1 ст. 35 ФЗ №73).

Виды судебно-психиатрических экспертиз

Производство судебно-психиатрической экспертизы в соответствии с п. 5 Порядка осуществляется в виде:

  • однородной амбулаторной;
  • комплексной амбулаторной (живых лиц и заочной, в том числе посмертной, по медицинским документам и иным материалам), включая психолого-психиатрическую и сексолого-психиатрическую;
  • однородной стационарной;
  • комплексной стационарной, в том числе психолого-психиатрической, сексолого-психиатрической.

Этапы проведения судебно-психиатрической экспертизы

Производство судебно-психиатрической экспертизы в соответствии с п. 8 Порядка включает три этапа:

  • установление диагноза психического расстройства (первый этап);
  • судебно-психиатрическую оценку выявленного психического расстройства с целью решения экспертных вопросов (второй этап);
  • подготовку заключения, содержащего ответы на вопросы, поставленные судом, судьей, лицом, производящим дознание, следователем (третий этап).

Порядок впервые определяет объем и содержание каждого этапа соответствующей экспертизы, в том числе психиатрических, патопсихологических, сексологических исследований при производстве экспертизы (п. 9-12 Порядка).

Сроки проведения судебно-психиатрической экспертизы

С введением в действие новых законодательных актов существенно изменился подход к назначению и организации судебно-психиатрических экспертиз. Так были включены нормы об ответственности экспертов и руководителей судебно-экспертных учреждений за немотивированное нарушение сроков представления экспертного заключения в виде штрафа. Введены также нормы, запрещающие эксперту или судебно-экспертному учреждению отказываться от проведения экспертизы в установленный судом срок в связи с отказом стороны по делу произвести оплату экспертизы до ее проведения.

Изменения были вызваны желанием законодателя избежать нарушения прав участников судопроизводства, заключающиеся в необоснованном затягивании сроков рассмотрения гражданских и уголовных дел. Данная проблема также была отражена в постановлении VII Всероссийского съезда судей от 04.12.2008 г. «О состоянии судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития и совершенствования» и в многочисленных решениях Европейского суда по правам человека.

Например, согласно ч. 1 ст. 80 ГПК РФ и в ст. 14 Закона №73-ФЗ, срок производства судебной экспертизы устанавливается судом путем указания в определении о назначении экспертизы даты, не позднее которой заключение должно быть составлено и направлено экспертом в суд, назначивший экспертизу. К сожалению, данные нормы не дают ответа на вопрос, чем должен руководствоваться суд при определении этой даты. Представляется, что решение вопроса сложности той или иной экспертизы и временных затрат на ее производство находится вне компетенции суда. Поэтому некоторые судьи перед вынесением определения о назначении экспертизы срок ее исполнения согласовывали с заведующим отделом или руководителем учреждения судебно-психиатрической экспертизы, а производство по делу в соответствии со ст. 216 ГПК РФ приостанавливали. Остальные определяли срок производства экспертиз, руководствуясь исключительно положением ч. 1 ст. 154 ГПК РФ, в которой говорится, что гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, если иные сроки рассмотрения и разрешения дел не установлены Кодексом.

Учитывая все многообразие факторов, которое нередко невозможно предвидеть на этапе подготовки к производству экспертизы, перед законодателем встал вопрос по определению срока производства экспертизы путем установления периода, в течение которого она должна быть выполнена. Фактически эта проблема в отношении сроков проведения СПЭ решалась ст. 30 Закона №73-ФЗ, где говорится, что лицо может быть помещено в медицинский стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы на срок до 30 дней. В случае необходимости по мотивированному ходатайству эксперта или комиссии экспертов срок пребывания лица в медицинском стационаре может быть продлен постановлением судьи районного суда по местонахождению указанного стационара еще на 30 дней. По существу, до принятия приказа Минздрава РФ №3н от 12.01.2017 г. указанная статья устанавливала срок производства экспертиз данного вида.

Впервые четкие сроки проведения всех этапов СПЭ были определены в приказе Минздрава РФ №3н от 12.01.2017 г., который положил конец различной трактовке этого вопроса, что затрудняло оценку работы эксперта, вызывало различные споры со следственными и судебными органами, когда они оценивали работу эксперта.

Настоящий Порядок предусматривает время начала СПЭ и устанавливает, что:

  • амбулаторная экспертиза начинается с момента поступления в распоряжение экспертов или в экспертное учреждение постановления (определения) о ее назначении и материалов для исследования (п. 6 Порядка)
  • стационарная − с момента помещения испытуемого в экспертное отделение (п. 7 Порядка).

Временем окончания экспертизы считается направление полностью оформленного и подписанного экспертами заключения лицу (органу), по поручению которого она проводилась.

Определены в Порядке и сроки этапов для разных видов экспертиз:

  • для амбулаторной экспертизы 1 и 2 этап должны быть завершены экспертом в течение 20 дней (п. 13 порядка).

Однако, из этого срока исключаются некоторые временные периоды: не включаются затраты времени, связанные с предоставлением дополнительных материалов (для предоставления дополнительных материалов сам эксперт или комиссия экспертов должны направить ходатайство в место их хранения), несвоевременным прибытием (доставкой) испытуемого, а также иные временные издержки, допущенные не по вине экспертов либо экспертного учреждения. В таком случае производится перенос экспертного исследования.

  • для стационарной экспертизы общая длительность двух первых этапов не должна составлять более 30 дней (п. 14 Порядка).

Здесь также возможен перенос сроков, поскольку в рамках стационарной экспертизы существует два самостоятельных юридически значимых срока: собственно экспертизы и пребывания испытуемого в стационаре. Их начало совпадает, приходясь на момент помещения испытуемого в стационар, но оканчиваются они в разное время. Сроки пребывания лица в психиатрическом стационаре установлены ст. 30 ФЗ №73. Испытуемый может помещаться в стационар на срок до 30 дней. В сложных экспертных случаях, требующих более длительного наблюдения и дополнительных исследований, этот срок по мотивированному ходатайству экспертов может быть продлен еще дважды на 30 дней судьей районного суда по месту нахождения стационара. Общий срок пребывания лица в стационаре в рамках одной СПЭ не может превышать 90 дней.

Необходимость пребывания испытуемого в стационаре отпадает, когда эксперты пришли к окончательным выводам. С этого времени испытуемый подлежит выписке, и срок пребывания в стационаре заканчивается. Но не оканчивается экспертиза, поскольку письменное экспертное заключение еще не готово.

  • на третий этап эксперту независимо от вида СПЭ отводится 10 рабочих дней, этот срок начинает исчисляться с момента окончания предыдущих этапов (п. 16 Порядка).

Если в ходе проведения экспертных исследований была выявлена необходимость представления дополнительных объектов и материалов, то эксперты ходатайствуют об их предоставлении перед субъектом, назначившим СПЭ. Если ходатайство не удовлетворяется в течение 30 календарных дней, экспертные вопросы решаются в той мере, в какой это позволяют имеющиеся в распоряжении экспертов объекты и материалы.

Согласно ч. 1 ст. 80 и ч. 2 ст. 85 ГПК РФ, а также ст. 14 и 16 ФЗ №73, в определении о назначении экспертизы суд указывает не только дату назначения экспертизы, но и дату, не позднее которой экспертное заключение должно быть составлено и направлено в суд. В связи с чем на руководителя СЭУ возлагается обязанность обеспечивать контроль за соблюдением сроков производства экспертиз с учетом дат, установленных судом при их назначении, а сами эксперты не вправе отказаться от производства порученной им экспертизы, ссылаясь на то, что она не оплачена.

В случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперты обязаны провести ее и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить свое заключение в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной. Если требование суда относительно срока окончания экспертизы, установленного в судебном определении, не выполнено и при этом отсутствует мотивированное сообщение эксперта или руководителя СЭУ о невозможности своевременного проведения экспертизы, суд вправе наложить на руководителя или виновного в нарушениях срока эксперта штраф в размере до 5000 руб. (абз. 4 ч. 1 ст. 85 ГПК РФ).

Следовательно, ответственность за неисполнение указаний суда, касающихся сроков экспертизы, наступает лишь тогда, когда эксперты (либо руководитель СЭУ) не сообщили суду, что выполнить экспертное задание в намеченный им срок в силу уважительных причин невозможно. Если же такое извещение было сделано, то ответственность исключается, так что ни руководитель судебно-экспертного учреждения, ни эксперты уже не могут быть подвернуты предусмотренному ст. 85 Кодекса денежному штрафу.

По завершении исследований эксперты составляют письменное заключение или иной документ, предусмотренный законом. Сотрудники СПЭУ передают заключение (иной документ) своему руководителю, который направляет его субъекту, назначившему экспертизу, и возвращает все объекты и материалы. Прочие эксперты представляют составленные ими документы и возвращают объекты и материалы непосредственно следователю (суду).

Возможность проведения экспертизы

Необходимо отметить, что с исполнением определений о назначении экспертизы могут возникнуть проблемы, поскольку суд не всегда обладает достаточными сведениями о наличии в конкретном экспертном учреждении экспертов соответствующих специальностей.

Что является предпосылкой к возможности возвращения следователю или суду материалов без исполнения (ч. 1 ст. 15 ФЗ №73). Руководитель СЭУ прибегает к этому в случаях, когда производство назначенной экспертизы в принципе не исключено, однако ее проведение по каким-то причинам в данное время или в данном учреждении не может быть реализовано — нет эксперта конкретной специальности, нет необходимой материально- технической базы либо специальных условий для исследований. Возвращая материалы без исполнения, руководитель в своем сопроводительном письме сообщает мотивы, по которым производится возврат.

Положения ГПК и УПК РФ обязывают суд (следователя) самостоятельно принять окончательное решение о кандидатуре эксперта (или о компетентном экспертном учреждении). Иногда это приводит к тому, что суд (следователь), не имеющий достоверных сведений о возможностях известного ему экспертного учреждения, спустя некоторое время получает отказ этого учреждения от производства экспертизы в связи с отсутствием технических возможностей или кадров. При этом срок рассмотрения дела из-за этого неизбежно растягивается, что не способствует соблюдению принципов разумности сроков судопроизводства (ст. 6.1. УПК РФ, ст. 6.1. ГПК РФ).

Представляется, что нормы процессуального законодательства РФ о назначении и производстве экспертизы должны содержать требования о заблаговременном получении у соответствующего экспертного учреждения документа, подтверждающего наличие условий для проведения исследований. Если это правило будет закреплено в процессуальном законодательстве, то отказы экспертных учреждений от производства экспертизы по объективным причинам будут исключены.

Лицензия на производство СПЭ

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от «16» апреля 2012 г. №291 «О лицензировании медицинской деятельности» лицензированию подлежат работы (услуги) по амбулаторной и стационарной, в т. ч. комплексной, СПЭ.

Данное Положение, согласно п. 1, распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Как следует из определения ВС от 16.09.2004 г. №КАС04-451, правила лицензирования обязательны лишь для тех учреждений и лиц, которые избрали производство судебно-медицинской экспертизы основным видом своей деятельности. Это утверждение в полной мере относится и к СПЭ.

Таким образом, для государственных судебно-экспертных учреждений лицензирование производства СПЭ обязательно.

Лицензия на вид деятельности, именуемый «судебно-психиатрическая экспертиза», выдается органами управления здравоохранением субъектов РФ, а также Росздравнадзором. Срок действия выдаваемой учреждению лицензии составляет пять лет.

Выданный лицензирующим органом документ, подтверждающий наличие лицензии, должен иметь приложение, содержащее наименование работ (услуг).

Наличие лицензии на производство СПЭ не требуется ни научному или иному учреждению (организации) как юридическому лицу, ни их сотрудникам, которым производство СПЭ поручается судом, если производство амбулаторной СПЭ (участие в стационарной СПЭ) не является их основной формой деятельности.

Положение о лицензировании медицинской деятельности не предусматривает лицензирование производства СПЭ по материалам гражданских дел, например, посмертных экспертиз. Такая деятельность не является медицинской, поскольку не предполагает обследования подэкспертного. Аналогичная позиция сформулирована в указанном выше определении ВС №КАС04-451 применительно к судебно-медицинской экспертизе по материалам дел. В определении указывается, что такая экспертиза не может в принципе создавать угрозу для жизни и здоровья людей, поскольку не является собственно медицинским вмешательством, в связи с чем не подлежит лицензированию.

Экспертные отделения: организация, оснащение, штатная численность

Приказом Минздрава России от 12 января 2017 года №3н также утверждены правила организации деятельности, рекомендуемые штатные нормативы и стандарт оснащения отделения амбулаторной и стационарной судебно-психиатрической экспертизы для лиц с разным процессуальным статусом.

Так в приложении 4 к Порядку приводятся правила организации деятельности отделений амбулаторной и стационарной судебно-психиатрических экспертиз для лиц, не содержащихся под стражей, и лиц под стражей. В приложении дается исчерпывающий список испытуемых, которые по своему процессуальному статусу могут находиться в том и другом стационарных отделениях. В связи с этим, в Порядок внесены перечни обследуемых групп, а также рассмотрен их процессуальный статус, в соответствии с которым они помещаются в разные стационарные отделения.

Помимо прочего Порядок определяет табели оснащения экспертных отделений, в том числе нормы оснащения персональными компьютерами (приложения 3, 6).

Также в Порядке пересмотрены штатные нормативы отделений (приложения 2,5). Нормативные нагрузки на сотрудников экспертных отделений не пересматривались с 2006 года, когда они были введены приказом Минздравсоцразвития России от 27.01.2006 №39.

За прошедший период появились новые виды экспертиз, часто более трудоемкие и сложные, значительно усложнились экспертные задания, возникли новые требования к производству экспертиз, поэтому давно назрела необходимость пересмотра штатных нормативов. Рекомендации Порядка по штатным нормативам призваны повысить качество экспертных исследований.