Статьи
Отличия экстренной помощи от неотложной

Сравнительная характеристика неотложной и экстренной медицинской помощи

Сравнительная характеристика неотложной и экстренной медицинской помощи

В бытовом представлении понятия «неотложная медицинская помощь» и «экстренная медицинская помощь» кажутся синонимами. Для пациента, обращающегося за срочной медицинской помощью, не имеет особого значения разница между этими терминами – ведь ему необходима помощь. Однако для врачей, в особенности врачей скорой помощи, разграничение этих понятий имеет принципиальное значение.

Законодательство определяет данные понятия не как синонимы, предъявляет к экстренной и неотложной медицинской помощи различные самостоятельные требования и т.д. Далее разберем принципиальные отличия и сходства между экстренной и неотложной медицинской помощью.

Понятия и нормативное определение

В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ») неотложная и экстренная медицинская помощь определяются как формы оказания медицинской помощи:

Классификация медицинской помощи
По видам По условиям По форме оказания
  • первичная медико-санитарная помощь
  • специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь
  • скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь
  • паллиативная медицинская помощь
  • Вне медицинской организации
  • Амбулаторно
  • В дневном стационаре
  • Стационарно
  • Экстренная
  • Неотложная
  • Платная

При этом, под экстренной медицинской помощью понимается

  • медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента.

Под неотложной медицинской помощью понимается

  • медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.

Трудно не заметить, что определения практически идентичны. Их отличия кроются в конце и выражаются в разнице между состояниями пациентов: либо представляющих угрозу жизни, либо не представляющих явную угрозу жизни.

Именно в этом различии и кроется основная проблема неотложной и экстренной медицинской помощи – сложность разграничения состояний, угрожающих и не угрожающих жизни пациента. Особенно очевидной эта проблема становится в работе оператора (диспетчера) скорой медицинской помощи, который должен исходя из слов обращающегося по телефону пациента идентифицировать характер его состояния и определить вызов как экстренный или неотложный. От этой идентификации будет зависеть время, в течение которого бригада скорой помощи должна будет прибыть к пациенту, а значит и судьба самого пациента.

Проблема усугубляется за счет отсутствия в законодательстве четкого разграничения состояний, угрожающих и не угрожающих жизни пациента. Практика, в свою очередь, показывает, что пациенты сами не всегда могут корректно определить тяжесть своего состояния и, соответственно, проинформировать о нем специалиста. Например, порезы острыми предметами могут являться по факту повреждениями крупных сосудов, которые могут привести к смерти из-за кровопотери, а головная боль может быть симптомом обширного мозгового кровоизлияния.

Кроме того, существует разница в определениях, связанная с различными формулировками, используемыми в территориальных программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которые будут затронуты позднее.

Критерии экстренной и неотложной медицинской помощи

Условно критерии разграничения экстренной и неотложной медицинской помощи можно разделить на основные и дополнительные.

Основные критерии отражены в самих определениях, представленных в ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», а именно:

Основной критерий (наличие либо отсутствие угрозы жизни пациента)
Экстренная медицинская помощь Неотложная медицинская помощь
Состояние пациента угрожает его жизни Состояние без явных признаков угрозы жизни пациента

Основной критерий можно также назвать медицинским, так как он базируется на состоянии пациента.

Дополнительные критерии мы можем черпать из иных статей ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»:

Дополнительные критерии
Критерий Экстренная медицинская помощь Неотложная медицинская помощь Источник
Взимание платы Не допускается Допускается ч.2 ст. 10
Наличие информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство Допускается медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека Наличие информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство обязательно п. 1 ч. 9 ст. 20
Обязательность оказания помощи любой медицинской организацией (включая частные медицинские организации) Медицинская организация обязана оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме Соответствующая обязанность не предусмотрена п. 1 ч. 1 ст. 79

Таким образом, полное определение экстренной медицинской помощи выглядит следующим образом:

Экстренная медицинская помощь – это медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, которая оказывается любой медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно, а отказ в ее оказании не допускается.

Состояния, представляющие угрозу для жизни пациента

Как уже было отмечено выше, наличие либо отсутствие угрозы для жизни пациента является главным критерием разграничения экстренной и неотложной медицинской помощи.

Однако открытым остается вопрос об определении полного перечня таких состояний, которые создают угрозу для жизни пациента.

На сегодняшний день нормативного акта, содержащего соответствующий перечень, не существует. Кроме того, отсутствуют также указания по определению таких состояний и т.д. То есть в конечном счете оценка всегда производится очень субъективно и ошибки не исключены. На существование проблемы указывают и статистические данные. Так, наиболее часто со стороны пациентов предъявляются претензии именно к оказанию экстренной медицинской помощи (порядка 64% от всех предъявляемых претензий в сфере оказания медицинских услуг, по данным из статьи Лядовой М. В., Тучик Е. С., Лядова А. В. «Анализ правовой грамотности врачей экстренной медицинской помощи»).

Кроме того, как уже было отмечено выше, проблему с определением критериев состояний, представляющих угрозу жизни пациента, усугубляют отличия в трактовках, содержащихся в территориальных программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – ТПГГ).

ТПГГ зачастую ссылаются на Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24.04.2008 N 194н «Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» (далее – Приказ № 194н).

Приказ № 194н классифицирует тяжкий вряд здоровью по двум параметрам, выделяя:

  • вред здоровью, опасный для жизни человека, который по своему характеру непосредственно создает угрозу для жизни,
  • и вред здоровью, вызвавший развитие угрожающего жизни состояния (далее — вред здоровью, опасный для жизни человека):
6.1. Вред здоровью, опасный для жизни человека, создающий непосредственно угрозу для жизни: 6.2. Вред здоровью, опасный для жизни человека, вызвавший расстройство жизненно важных функций организма человека, которое не может быть компенсировано организмом самостоятельно и обычно заканчивается смертью (далее — угрожающее жизни состояние):
рана головы (волосистой части, века и окологлазничной области, носа, уха, щеки и височно-нижнечелюстной области, других областей головы), проникающая в полость черепа, в том числе без повреждения головного мозга шок тяжелой (III — IV) степени
перелом свода (лобной, теменной костей) и (или) основания черепа: черепной ямки (передней, средней или задней) или затылочной кости, или верхней стенки глазницы, или решетчатой кости, или клиновидной кости, или височной кости, за исключением изолированной трещины наружной костной пластинки свода черепа и переломов лицевых костей: носа, нижней стенки глазницы, слезной косточки, скуловой кости, верхней челюсти, альвеолярного отростка, небной кости, нижней челюсти; кома II — III степени различной этиологии
внутричерепная травма: размозжение вещества головного мозга; диффузное аксональное повреждение головного мозга; ушиб головного мозга тяжелой степени; травматическое внутримозговое или внутрижелудочковое кровоизлияние; ушиб головного мозга средней степени или травматическое эпидуральное, или субдуральное, или субарахноидальное кровоизлияние при наличии общемозговых, очаговых и стволовых симптомов; острая дыхательная недостаточность тяжелой степени;
рана шеи, проникающая в просвет глотки или гортани, или шейного отдела трахеи, или шейного отдела пищевода; ранение щитовидной железы; острая почечная или острая печеночная, или острая надпочечниковая недостаточность тяжелой степени, или острый панкреонекроз;
перелом хрящей гортани: щитовидного или перстневидного, или черпаловидного, или надгортанного, или рожковидного, или трахеальных хрящей; острая, обильная или массивная кровопотери;
перелом шейного отдела позвоночника: перелом тела или двусторонний перелом дуги шейного позвонка, или перелом зуба II шейного позвонка, или односторонний перелом дуги I или II шейных позвонков, или множественные переломы шейных позвонков, в том числе без нарушения функции спинного мозга; острое отравление химическими и биологическими веществами медицинского и немедицинского применения, в том числе наркотиками или психотропными средствами, или снотворными средствами, или препаратами, действующими преимущественно на сердечно-сосудистую систему, или алкоголем и его суррогатами, или техническими жидкостями, или токсическими металлами, или токсическими газами, или пищевое отравление, вызвавшее угрожающее жизни состояние.
вывих одного или нескольких шейных позвонков; травматический разрыв межпозвоночного диска на уровне шейного отдела позвоночника со сдавлением спинного мозга; острая сердечная и (или) сосудистая недостаточность тяжелой степени, или тяжелая степень нарушения мозгового кровообращения;
закрытое повреждение (размозжение, отрыв, разрыв) органов грудной полости: сердца или легкого, или бронхов, или грудного отдела трахеи; травматический гемоперикард или пневмоторакс, или гемоторакс, или гемопневмоторакс; диафрагмы или лимфатического грудного протока, или вилочковой железы; сепсис или перитонит, или гнойный плеврит, или флегмона
ушиб грудного отдела спинного мозга с нарушением его функции; расстройство регионального и (или) органного кровообращения, приводящее к инфаркту внутреннего органа или гангрене конечности; эмболия (газовая, жировая, тканевая, или тромбоэмболии) сосудов головного мозга или легких
рана живота, проникающая в брюшную полость, в том числе без повреждения внутренних органов; различные виды механической асфиксии; последствия общего воздействия высокой или низкой температуры (тепловой удар, солнечный удар, общее перегревание, переохлаждение организма); последствия воздействия высокого или низкого атмосферного давления (баротравма, кессонная болезнь); последствия воздействия технического или атмосферного электричества (электротравма); последствия других форм неблагоприятного воздействия (обезвоживание, истощение, перенапряжение организма), вызвавшие угрожающее жизни состояние.
закрытое повреждение (размозжение, отрыв, разрыв): органов брюшной полости — селезенки или печени, или (и) желчного пузыря, или поджелудочной железы, или желудка, или тонкой кишки, или ободочной кишки, или прямой кишки, или большого сальника, или брыжейки толстой и (или) тонкой кишки; органов забрюшинного пространства — почки, надпочечника, мочеточника;
рана нижней части спины и (или) таза, проникающая в забрюшинное пространство, с повреждением органов забрюшинного пространства: почки или надпочечника, или мочеточника, или поджелудочной железы, или нисходящей и горизонтальной части двенадцатиперстной кишки, или восходящей и нисходящей ободочной кишки;
повреждение (размозжение, отрыв, разрыв) тазовых органов: открытое и (или) закрытое повреждение мочевого пузыря или перепончатой части мочеиспускательного канала, или яичника, или маточной (фаллопиевой) трубы, или матки, или других тазовых органов (предстательной железы, семенных пузырьков, семявыносящего протока);
рана стенки влагалища или прямой кишки, или промежности, проникающая в полость и (или) клетчатку малого таза;
открытое или закрытое повреждение спинного мозга: полный или неполный перерыв спинного мозга; размозжение спинного мозга;
повреждение (разрыв, отрыв, рассечение, травматическая аневризма) крупных кровеносных сосудов: аорты или сонной артерии (общей, наружной, внутренней), или подключичной, или подмышечной, или плечевой, или подвздошной (общей, наружной, внутренней), или бедренной, или подколенной артерий и (или) сопровождающих их магистральных вен;
тупая травма рефлексогенных зон: области гортани, области каротидных синусов, области солнечного сплетения, области наружных половых органов при наличии клинических и морфологических данных;
термические или химические, или электрические, или лучевые ожоги III — IV степени, превышающие 10% поверхности тела; ожоги III степени, превышающие 15% поверхности тела; ожоги II степени, превышающие 20% поверхности тела; ожоги меньшей площади, сопровождавшиеся развитием ожоговой болезни; ожоги дыхательных путей с явлениями отека и сужением голосовой щели;
*и некоторые иные состояния (полный перечень в п.6.1. Приказа № 194н)

Основным объединяющим фактором для данных состояний является невозможность организма компенсировать данные состояния самостоятельно, что, как правило, ведет к смерти.

Экстренная и неотложная медицинская помощь в контексте скорой медицинской помощи

В соответствии со ст. 35 ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» скорая медицинская помощь оказывается в экстренной и неотложной формах. Таким образом, можно сделать вывод о том, что существуют также такие нормативные понятия как «скорая экстренная» и «скорая неотложная» медицинская помощь.

Но в чем отличие скорой неотложной медицинской помощи от первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме? Исходя из буквального толкования законодательства, разница заключается лишь в организациях, оказывающих такую помощь. Так, скорую неотложную медицинскую помощь оказывают службы скорой помощи, а первичную медико-санитарную помощь в неотложной форме – поликлиники и некоторые другие медицинские организации первичного звена. Несмотря на формальные различия этих видов медицинской помощи, на практике они создают существенные проблемы для пациентов, когда обращение за скорой медицинской помощью оборачивается направлением пациента диспетчером скорой помощи в ближайшую поликлинику. К сожалению, во многих случаях это ведет к причинению вреда жизни и здоровью пациента.

Чем еще примечательна тема экстренной и неотложной скорой медицинской помощи, так это наличием собственных критериев состояний, угрожающих жизни пациента, и, соответственно, требующих экстренного медицинского вмешательства.

Так, состояния, угрожающие жизни пациента, перечислены в Приказе Минздрава России от 20.06.2013 N 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» (далее – Приказ № 388н).

Согласно пункту 11 данного Приказа, «поводами для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме являются внезапные острые заболевания, состояния, обострения хронических заболеваний, представляющие угрозу жизни пациента, в том числе:

  1. нарушения сознания;
  2. нарушения дыхания;
  3. нарушения системы кровообращения;
  4. психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, представляющими непосредственную опасность для него или других лиц;
  5. болевой синдром;
  6. травмы любой этиологии, отравления, ранения (сопровождающиеся кровотечением, представляющим угрозу жизни, или повреждением внутренних органов);
  7. термические и химические ожоги;
  8. кровотечения любой этиологии;
  9. роды, угроза прерывания беременности.

Исходя из формулировок, перечень является открытым, а состояния, перечисленные в Приказе, предельно обобщены, что не добавляет ясности при определении конкретного перечня состояний, подлежащих экстренной медицинской помощи.

Также определены и поводы для вызова скорой в неотложной форме:

  1. внезапные острые заболевания, состояния, обострения хронических заболеваний, требующие срочного медицинского вмешательства, без явных признаков угрозы жизни;
  2. констатация смерти (за исключением часов работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях).

В практическом аспекте неоднозначность разграничения экстренной и неотложной скорой медицинской помощи выливается в абсурдные случаи. В соответствии с Приказом № 388н максимальное время доезда до пациента выездной бригады скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова. Для неотложной скорой медицинской помощи соответствующие временные лимиты не установлены. Диспетчер, получив сообщение о пострадавших в ДТП скорее всего направит свободную бригаду скорой помощи туда. В это же время может поступить вызов об острой боли в животе, который будет квалифицирован как неотложный. Пациент с болью в животе может ожидать приезда бригады скорой помощи в течение нескольких часов. В действительности же попавшим в ДТП пациентам констатируют легкие ушибы, а пациент с острой болью в животе окажется пациентом с расслаивающейся аневризмой аорты непосредственно угрожающей жизни пациента.

Экстренная и неотложная медицинская помощь в территориальных программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ТПГГ)

Как уже было отмечено выше, ТПГГ содержат свои критерии экстренной и неотложной медицинской помощи, которые не всегда совпадают. А значит в каждом регионе подход к разграничению этих форм оказания медицинской помощи может отличаться. Рассмотрим некоторые примеры.

В первую очередь, имеет смысл обратиться к федеральному Постановлению Правительства от 07.12.2019 N 1610 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». Именно от этого документа отталкиваются регионы при формировании ТПГГ.

В соответствии с этим Постановлением, экстренная медицинская помощь определяется классическим образом (формулировка из ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»), то есть как медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента. Перечень соответствующих состояний в документе не приводится. Теперь обратимся к территориальным программам.

Регион Наименование документа Показания и состояния, требующие экстренной медицинской помощи Комментарий
Свердловская область Постановление Правительства Свердловской области от 25 декабря 2019г. № 994-ПП «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» «Перечень показаний для вызова скорой медицинской помощив экстренной и неотложной формах регламентирован порядком оказания скороймедицинской помощи, утверждаемым нормативным правовым актомуполномоченного федерального органа исполнительной власти». ТПГГ ссылается на критерии, приведенные в Приказе № 388н
Пермский край Постановление Правительства Пермского края от 30.12.2019 г. № 1062-п «Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» «Критерием экстренности медицинской помощи является наличие угрожающих жизни состояний, определенных пунктами 6.1. и 6.2 Медицинских критериев определения тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных приказом Министерства хдравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 г. № 194н «Об утверждении медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека». ТПГГ ссылается на состояния, перечисленные в Приказе № 194н
Оренбургская область Постановление Правительства Оренбургской области от 25 декабря 2019 г. N 971-пп«Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатногооказания гражданам на территории Оренбургской области медицинской помощи на 2020 годи на плановый период 2021 и 2022 годов» Критерии экстренной медицинской помощи не определены
Саратовская область Постановление Правительства Саратовской области от 25 декабря 2019 года № 919-П «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» «Поводами для вызова скорой медицинской помощи в экстреннойформе являются:а) нарушения сознания, представляющие угрозу жизни;б) нарушения дыхания, представляющие угрозу жизни;…»«118. Критерием экстренности медицинской помощи является наличиеугрожающих жизни человека состояний.Согласно приказу Министерства здравоохранения и социальногоразвития Российской Федерации от 24 апреля 2008 года № 194н«Об утверждении медицинских критериев определения степени тяжестивреда, причиненного здоровью человека» вред здоровью, опасный для жизничеловека, вызвавший расстройство жизненно важных функций организмачеловека, которое не может быть компенсировано организмомсамостоятельно и обычно заканчивается смертью: шок тяжелой (III-IV) степени;кома II-III степени различной этиологии;острая, обильная или массивная кровопотери;острая сердечная и (или) сосудистая недостаточность тяжелой степени,или тяжелая степень нарушения мозгового кровообращения;….» В ТПГГ имеются отсылки как к критериям, обозначенным в Приказе № 388н, так и к состояниям, перечисленным в Приказе № 194н

Как можно заметить, регионы не единообразно подходят к определению критериев экстренной и неотложной медицинской помощи, что также указывает на неопределенность данных понятий в действующем законодательстве.

Порядок оказания экстренной и неотложной медицинской помощи

Итак, несмотря на существующие сложности разграничения экстренной и неотложной медицинской помощи, при оказании экстренной медицинской помощи существуют важные особенности, которые необходимо учитывать медицинским работникам.

Во-первых, в соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 20 ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» допускается оказание медицинской помощи в экстренной форме без получения добровольного информированного согласия лица, если состояние пациента не позволяет выразить свою волю, или отсутствуют законные представители. Для медицинской помощи в неотложной форме данное исключение не действует и, соответственно, добровольное информированное согласие пациента должно быть получено.

Во-вторых, в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 13 ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» в аналогичных случаях (то есть при невозможности выразить волю) допускается предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя. Это правило также распространяется лишь на случаи оказания экстренной, но не неотложной медицинской помощи.

В-третьих, расходы, связанные с оказанием гражданам бесплатной медицинской помощи в экстренной форме, в соответствии с ч. 10 ст. 83 ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», подлежат возмещению (в том числе медицинской организацией частной системы здравоохранения).

В-четвертых, при оказании неотложной медицинской помощи существуют особенности, касающиеся лицензирования. Так, в 2013 году в Письме №12-3/10/2-5338 от 23.07.2013 Минздрав разъяснил, что медицинская услуга «неотложная медицинская помощь» подлежит лицензированию лишь в случаях, когда медицинская организация создает в своей структуре подразделение для оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме (такая возможность предусмотрена ст. 33 ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»). Таким образом, если медицинская организация оказывает медицинские услуги в неотложной форме, но в ее структуре соответствующее подразделение отсутствует, получение лицензии не требуется.

Правовые последствия неоказания экстренной медицинской помощи

Неоказание экстренной медицинской помощи больному в случае, когда такая помощь требуется, является преступлением, предусмотренным статьей 124 Уголовного кодекса РФ, если это повлекло по неосторожности смерть больного, либо причинение тяжкого или средней тяжести вреда его здоровью. К уголовной ответственности за неоказание помощи больному могут быть привлечены врачи, фельдшеры, медсестры, другие лица, связанные с выполнением профессиональных функций медицинского работника. Состав преступления может возникнуть в том числе и в случае, когда вместо экстренной медицинской помощи была оказана неотложная (в случае, если в результате пациент погиб или получил тяжкий вред здоровью). Однако в таком случае действия врача, оказавшего неправильную форму медицинской помощи, квалифицируется по статьям 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности) или по статье 118 УК РФ (причинение тяжкого здоровью по неосторожности).

Возможна, однако, и ситуация, когда вместо неотложной медицинской помощи была оказана экстренная. В этой связи возникает вопрос возмещения средств, затраченных медицинской организацией на такую помощь (например, частная медицинская организация бесплатно оказала медицинскую помощь пациенту, квалифицировав случай как экстренный).

Также можно представить ситуацию, в которой на платный прием к гинекологу приходит гражданка иностранного государства, не застрахованная в системе ОМС. На платном приеме врач выявляет у нее внематочную беременность, что не является состоянием, явно угрожающим жизни пациента. Однако неоказание хирургической медицинской помощи в этом случае обязательно станет причиной развития угрожающего жизни состояния. Складывается ситуация, в которой у медицинской организации еще нет оснований для бесплатного оказания экстренной медицинской помощи (т.к. состояние еще не угрожает жизни пациента), но и не оказать соответствующую медицинскую помощь врач не может, поскольку ситуация обязательно разовьется в угрожающее жизни состояние. В данной ситуации остается открытым вопрос о возмещении средств за оказание медицинской помощи.

Заключение

Имеющееся в действующем законодательстве формальное разграничение экстренной и неотложной медицинской помощи, к сожалению, нельзя назвать совершенным. Очевидно, что требуются дополнительные нормативные акты, определяющие более точную границу между угрожающими и не угрожающими жизни состояниями пациентов.

Кроме того, требует дополнительного рассмотрения вопрос о привлечении к ответственности сотрудников бригад скорой помощи, действия которых во многом зависят от решений, принятых диспетчером скорой помощи.

Также в дополнительной регламентации нуждаются территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Как минимум, представляется целесообразным привести их содержание в унифицированный вид в части разграничения экстренной и неотложной медицинской помощи.

На сегодняшний день, к сожалению, медицинские организации вынуждены действовать в условиях повышенных юридических рисков, нередко пытаясь самостоятельно разграничивать состояния пациентов на требующие оказания им экстренной или неотложной медицинской помощи.