База знаний
Санитарно-карантинные мероприятия при пересечении государственной границы РФ

Санитарно-карантинные мероприятия при пересечении государственной границы РФ

Санитарно-карантинные мероприятия при пересечении государственной границы РФ

Ранее, в статье «Законодательство о санитарно-карантинном контроле государственных границ РФ» нами были рассмотрены основные отечественные и нормативно-правовые акты, регулирующие санитарно-карантинный контроль при пересечении государственной границы РФ. Тем не менее, отметим, что с практической точки зрения не меньший (а, возможно – гораздо больший) интерес вызывают конкретные мероприятия, которые могут осуществляться в пунктах пропуска через государственную границу. В настоящей статье мы попробуем разобраться в этом актуальном вопросе.

1. Основные требования санитарно-карантинного контроля при пересечении государственной границы

В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 г. № 299 «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе», санитарно-карантинный контроль (далее — СКК ) предусматривает осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) в отношении лиц, транспортных средств и подконтрольных товаров в пунктах пропуска, направлен на предупреждение заноса и распространения инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений), а также ввоза потенциально опасной для здоровья человека продукции, требующей проведения мероприятий по санитарной охране территории.

СКК является одним из основных механизмов предупреждения рисков, направленных на занос инфекционных болезней, предусмотренных ММСП (2005), санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.4.2318-08 «Санитарная охрана территории Российской Федерации», Перечнем инфекционных (паразитарных) болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране таможенной территории Евразийского экономического союза, предусмотренных Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 г. № 299 «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе» (в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии от 02.12.2015 г. № 82).

Осуществление санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ при въезде и выезде с территории РФ включает:

  • оценку информации, получаемой от экипажей транспортных средств (командира или ответственного лица) до его прибытия, согласно сведениям Морской медико-санитарной декларации, Медико-санитарной части общей декларации воздушного судна, санитарного и рейсового журналов на железнодорожном транспорте;
  • проверку по прибытии перечисленных медико-санитарных документов, на морских судах — свидетельства о прохождении судном санитарного контроля / свидетельства об освобождении судна от санитарного контроля;
  • проверку санитарного и рейсового журналов на железнодорожном транспорте, журналов регистрации обращений за медицинской помощью на пассажирских морских (речных) судах;
  • проведение при необходимости медицинского осмотра — опроса, термометрии, проверки международных свидетельств о вакцинации или профилактике — членов экипажа, работников поездных и локомотивных бригад, водителей автотранспорта, пассажиров;
  • визуальный осмотр транспортных средств (пищеблока, систем водоснабжения, сбора и удаления всех видов отходов), контейнеров, грузов и товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, не связанный со вскрытием грузовых помещений транспортного средства и с нарушением упаковки грузов и товаров, в том числе осмотр на наличие носителей и переносчиков возбудителей болезней (грызунов, комаров) или следов их пребывания;
  • проверку в случае, когда перевозимый груз представляет потенциальную опасность для здоровья населения — товарно-транспортных и иных документов, наличие и ведение которых регламентируется санитарно-эпидемиологическими правилами, иными нормативными правовыми актами;
  • радиационный контроль транспортных средств, перевозимых грузов и товаров;
  • досмотр при необходимости транспортных средств, грузов и товаров в целях установления соответствия санитарным правилам, связанный со снятием пломб, печатей, вскрытием упаковки грузов и товаров либо емкостей, контейнеров и других мест;
  • индикацию при необходимости потенциально опасных химических веществ с целью выявления контаминации транспортного средства, груза;
  • отбор при необходимости проб грузов, товаров (в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов) для проведения экспертизы в целях определения их качества, соответствия санитарным требованиям, выявления токсических веществ;
  • отбор при необходимости для исследований проб воздуха, воды и почвы на территории пункта пропуска.

По результатам санитарно-карантинного контроля должностным лицом, осуществляющим его, принимается решение:

  • о выдаче разрешения на посадку или высадку пассажиров, разгрузку или погрузку грузов, багажа или запасов (свободная практика согласно определению ММСП — 2005 г.) воздушным судам — в аэропорту, морским, речным судам — в морском (речном) порту, автотранспорту и железнодорожному транспорту — на авто- и железнодорожной станции;
  • о необходимости отведения транспортного средства на санитарную стоянку, санитарный причал, санитарную площадку, санитарный тупик для проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  • о выдаче предписания о санитарных правонарушениях должностным, юридическим лицам и гражданам, создавшим угрозу санитарно- эпидемиологическому благополучию населения;
  • о подготовке материалов для привлечения к административной или уголовной ответственности лиц, допустивших санитарные правонарушения требований Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарных правил.

При выезде с территории Российской Федерации должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, проверяют:

  • на морских судах — свидетельство о прохождении судном санитарного контроля / свидетельство об освобождении судна от санитарного контроля, морскую медико-санитарную декларацию, санитарное свидетельство на право эксплуатации судна, протокол санитарно-гигиенического обследования соответствующего оборудования морского (речного) судна для предотвращения опасности попадания возбудителей Болезней в объекты окружающей среды;
  • на воздушных судах — медико-санитарную часть общей декларации воздушного судна с отметкой о последней проведенной профилактической дезинфекции, дезинсекции или других санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, примененных к судну;
  • на железнодорожном транспорте — санитарный журнал;
  • международные свидетельства о вакцинации или профилактике у пассажиров и экипажа транспортного средства, выезжающего в эпидемически неблагополучные страны, отсутствие у пассажира международного свидетельства о вакцинации или профилактике не является препятствием для выезда.

На автодорожных и железнодорожных вокзалах, станциях и переходах выезд транспортных средств допускают без проведения санитарно-карантинного контроля, если иное решение не принято по санитарно-эпидемиологическим показаниям (наличие больных и подозрительных на заражение возбудителями болезней, насекомых — переносчиков, грызунов, следов их пребывания, при наличии опасных грузов в поврежденной упаковке с признаками утечки содержимого).

По результатам санитарно-карантинного контроля должностное лицо, осуществляющее его, принимает решение об отведении (постановке) транспортного средства на санитарный причал, санитарную стоянку, санитарную площадку, санитарный тупик, если перед убытием на нем выявлено:

  • наличие лиц с подозрением на Болезнь и (или) возможность проникновения на транспортное средство носителей или переносчиков возбудителей этих Болезней;
  • неудовлетворительное санитарное состояние осмотренных участков транспортного средства, которое может привести к угрозе возникновения и распространения инфекционных, массовых неинфекционных болезней (отравлений) среди экипажа и пассажиров.

В случаях отсутствия возможностей для осуществления противоэпидемических мероприятий, дезинфекции, дезинсекции, дератизации возможна выдача разрешения на выезд при соблюдении следующих условий:

  • во время отправления транспортного средства направляют сообщение в следующий пункт въезда;
  • обнаруженные факты и необходимые меры контроля указывают в медико-санитарной части общей декларации воздушного судна, морской медико-санитарной декларации морского (речного) судна или свидетельстве о прохождении судном санитарного контроля, санитарном журнале поезда

Санитарно-карантинный контроль товаров и грузов, потенциально опасных для здоровья населения, осуществляют в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных; необходимость санитарно-карантинного контроля грузов и товаров определяют при получении информации от таможенной, пограничной служб, при наличии — из межведомственной информационной системы о перемещаемых через государственную границу грузах, товарах и животных, внесение данных в которую обеспечивают органы таможенного контроля.

Таможенное оформление может быть завершено только после осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного и других видов государственного контроля ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или их вывоза с этой территории, если товары подлежат такому контролю в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации (статья 66 Таможенного Кодекса Российской Федерации).

По результатам санитарно-карантинного контроля должностные лица, осуществляющие его, принимают решение о:

  • возможности ввоза товара, груза;
  • о временном приостановлении оформления груза в случае отсутствия документов на груз, подтверждающих его безвредность, безопасность и качество, или при их неправильном оформлении или несоответствии фактическому грузу;
  • необходимости вскрытия для досмотра опломбированные (опечатанные) вагоны, автомобили, трюмы и иные помещения транспортных средств и перевозимые на них грузы;
  • необходимости отбора проб для исследований;
  • составлении протокола об административном нарушении санитарного законодательства

Должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, не допускают к ввозу на территорию Российской Федерации:

  • продукцию и товары, не имеющие санитарно-эпидемиологического заключения, а также грузы и товары в случаях выявления нарушений требований санитарных правил, а также опасные грузы и товары;
  • впервые внедряемую в производство продукцию, ранее неиспользовавшиеся химические, биологические вещества, отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека, новые пищевые продукты, материалы и изделия, не имеющие государственной регистрации;
  • товары и грузы, содержащие несанкционированные источники ионизирующего излучения и неоформленные в соответствии с действующим законодательством;
  • опасные грузы в поврежденной упаковке с признаками утечки содержимого;
  • радиоактивные материалы, имеющие превышение допустимых значений мощности дозы излучения и поверхностного загрязнения радионуклидами.

По результатам досмотра, связанным со снятием пломб, печатей, вскрытием упаковки грузов и товаров, емкостей, контейнеров должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль составляют акт в 2 экземплярах; второй экземпляр акта вручают лицу, обладающему соответствующими полномочиями в отношении транспортных средств, грузов и товаров.

По результатам отбора проб должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль составляют акт в 2 экземплярах; второй экземпляр акта вручают лицу, обладающему соответствующими полномочиями в отношении грузов и товаров, отобранных в качестве образцов

Управления Роспотребнадзора организуют по показаниям проведение лабораторного и инструментального контроля грузов и товаров, прибывающих из зараженных в результате радиоактивных, химических и биологических аварий районов.

На основании проведенных лабораторных исследований лица, проводившие экспертизу, дают заключение в письменной форме, результаты проведенного исследования проб доводят до сведения таможенных органов.

Все указанные мероприятия проводятся в соответствии с требованиями Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека исполнения государственной функции по осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 17 июля 2012 г. № 767 и Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 г. № 500 «Об утверждении Правил осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации».

2. Санитарно-карантинный контроль в морских и речных портах, открытых для международны сообщений

Процедура санитарно-карантинного контроля судов в морских портах РФ регламентирована рядом документов. Так, инспектирование судов, в соответствии с которым проводятся инспекции и выдаются свидетельства о прохождении судном санитарного контроля (СПСК) и свидетельства об освобождении судна от санитарного контроля (СОСК) в Российской Федерации, определены Приказом Роспотребнадзора от 29.11.2007 г. № 339 «Об утверждении инструкции о порядке оформления и выдачи Свидетельства об освобождении судна от санитарного контроля» (вместе с «Инструкцией о порядке оформления и выдачи Свидетельства об освобождении судна от санитарного контроля/Свидетельства о прохождении судном санитарного контроля»). Указанные судовые санитарные свидетельства (ССС) выдаются уполномоченными портами государств-участников в соответствии со ст. 20 ММСП (2005). Уполномоченные порты должны отвечать основным требованиям к организации и проведению эпидемиологического надзора и противоэпидемического обеспечения, а также располагать обученным персоналом, который может провести санитарно-карантинный контроль или инспекцию судов. Следует отметить, что для выполнения этих задач ВОЗ были разработаны «Временные технические рекомендации по проведению инспекции и выдаче судовых санитарных свидетельств» (2007), содержащие стандартные рабочие процедуры инспектирования судов. Вышедшее в 2012 г. «Руководство по инспектированию судов и выдаче судовых санитарных свидетельств» в качестве практической реализации ММСП (2005) явилось важным инструментом для предотвращения и устранения спектра рисков для здоровья населения на судах.

Необходимость регистрации выявленных рисков в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в судовых санитарных свидетельствах регламентирована действующими санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.4.2318-08 «Санитарная охрана территории Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 г. № 500 «Об утверждении Правил осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» предусмотрен СКК транспортного средства с целью выдачи нового свидетельства или продления срока действия имеющегося уполномоченным портом. Осуществление контроля после завершения срока действия ССС, либо при наличии заявления от судовладельца о необходимости проведения инспекции возлагается на должностных лиц Роспотребнадзора.

Контроль наличия действующего свидетельства при осуществлении СКК при входе в порт судна из-за рубежа и при его отплытии отражен в Приказе Роспотребнадзора от 17.07.2012 г. № 767 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска на российском участке внешней границы Таможенного союза»; порядок регистрации выданных судовых свидетельств – приказом Роспотребнадзора от 27.08.2012 г. № 871 «О типовых требованиях к оснащению и оборудованию санитарно-карантинных пунктов и учреждений, обеспечивающих деятельность санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации».

В соответствии с Приказом Роспотребнадзора от 10.10.2014 г. № 1011 «О перечне портов, в которых выдаются свидетельства о прохождении судном санитарного контроля и об освобождении судна от санитарного контроля» в РФ действуют 58 морских пунктов пропуска (МПП), в которых выдают и продлевают ССС. Имеющиеся данные по осуществлению СКК указывают на необходимость анализа затрагиваемой проблемы санитарной охраны территории.

В соответствии с п. 28 Административного регламента (утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 17 июля 2012 г. № 767) основанием для принятия решения о проведении СКК на борту судна, в соответствии с предварительно предоставленными данными морской медико-санитарной декларации, является информация:

  • о прибытии транспортных средств из стран, имеющих зараженные инфекционными болезнями районы;
  • о нарушениях санитарного законодательства в области водоснабжения, организации питания, обращения с отходами и других нарушений, выявленных в ходе ранее осуществленного санитарно-карантинного контроля;
  • несообщение предварительной информации об отсутствии на борту лиц с подозрением на инфекционную болезнь;
  • о наличии на судне лиц с подозрением на инфекционную болезнь с симптомами лихорадки, диареи, тошноты и рвоты;
  • о наличии грызунов и насекомых или следов их пребывания на судах, прибывших из стран, где регистрировались районы с зараженными инфекционными болезнями людьми или из зон эпидемий;
  • о нарушениях операций с учетом сброса и забора балластной воды с судов.

Необходимо отметить, что в случае отсутствия вышеперечисленных оснований проводится документарный СКК, включающий только оценку предварительно поданной информации (без выхода на судно) с дальнейшей выдачей и также завершающийся дачей разрешения на свободную практику. Что на наш взгляд является одним из рисков для санитарно-эпидемиологического благополучия населения на международных транспортных средствах.

По данным Роспотребнадзора доля свидетельств о прохождении санитарного контроля составляет 6,9 % (от числа выданных свидетельств), а формуляры о выявленных фактах, которые предусматривают учет выявленных рисков (фактов), и рекомендуемых мерах по их устранению выдаются в единичных случаях. Вместе с тем при осуществлении СКК в морских пунктах пропуска на 25,3% судах, подвергнутых СКК, составлялись протоколы об административных нарушениях. Однако, как следует из количества выданных СПСК и формуляров о выявленных фактах, санитарные нарушения при СКК фактически не отражаются в международных санитарных документах (ССС), что приводит к отсутствию настороженности к соответствующим эпидемиологическим рискам в других посещаемых судами портах. При этом не работают такие основополагающие функции ССС, как коммуникативность, предусматривающая прямые информационные связи между уполномоченными портами посредством внесенных в ССС результатов инспекций, и преемственность в мониторинге выявленных рисков.

При проведении лабораторных исследований при выдаче ССС внимание специалистов, осуществляющих СКК при проведении инспекций, было направлено на выявление возможных рисков, связанных с питьевым водоснабжением на судах. При этом не учитывался факт, что ССС используются для идентификации и регистрации других рисков для здоровья населения, связанных с судами.

Таким образом, полагаем, что санитарно-карантинный контроль в МПП необходимо считать как «внеплановую, необъявленную или дополнительную инспекцию» с обязательным внесением данных о выявленных рисках в судовое свидетельство (формуляр), а наличие предварительной информации об отсутствии на прибывающих из-за рубежа судах действующих ССС – основанием для проведения санитарно-карантинного контроля в морских пунктах пропуска. Данные меры позволят обеспечить мониторинг выявленных рисков во всех портах захода судна с контролем мер, принимаемых экипажем для их минимизации.

3. Санитарно-карантинный контроль в аэропортах, открытых для международных сообщений

На территории Российской Федерации функционирует 82 воздушных пункта пропуска через государственную границу. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. № 500 «Об утверждении Правил осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» в каждом пункте пропуска организован санитарно-карантинный пункт (СКП), в котором работа­ют специалисты Роспотребнад­зора.

Согласно Методическим указаниям «Санитарно-карантинный контроль в аэропортах, открытых для международных сообщений». МУ 3.4.1180-02 СКП оснащены необ­ходимым оборудованием для осуществления санитарно-карантинного контроля, средства­ми защиты, экстренной личной профилакти­ки, укладками для забора материала от боль­ного и из внешней среды, подключен ко всем видам связи.

В случае угрозы завоза инфекционного за­болевания все необходимые действия сотруд­ников аэропорта и должност­ных лиц государственных контролирующих органов представлены в согласованном «Опе­ративном плане противоэпидемических меро­приятий на случай выявления больного особо опасными инфекциями».

В целях предупреждения завоза инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений) на таможенную территорию при установлении на борту воздушного судна рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения специалисты СКП осуществляют:

  • санитарный досмотр воздушных судов (систем водоснабжения, организации питания, систем сбора и удаления отходов), а также досмотр на наличие носителей и переносчиков инфекции (насекомых, грызунов или следов их пребывания);
  • опрос прибывших в пункт пропуска членов экипажей воздушных судов и пассажиров о состоянии их здоровья;
  • термометрию членов экипажей и пассажиров (по эпидемическим показаниям и при наличии жалоб);
  • организацию медицинского осмотра пассажиров и членов экипажей при наличии жалоб на состояние здоровья.

При подозрении на ООИ проведение санитарно-карантинного контроля на транспортном средстве предшествует другим видам контроля. После получения от медработника «извещения о случае инфекционного заболевания» (058-у), подозрительного на ООИ, сотрудник СКП принимает решение о проведения всего комплекса мероприятий от момента выявления больного:

  • введение в действие Оперативного плана противоэпидемических мероприятий и готовность к проведению противоэпидемических мероприятий;
  • приостановлении всех видов контроля, аэродромного обслуживания воздушного судна;
  • порядок эвакуации больных и контактных;
  • проведение дезинфекционной обработки багажа, международного транспортного средства, санитарного транспорта;
  • мероприятия в отношении контактных лиц,
  • обеспечение средствами защиты и профилактическими препаратами.

Исчерпывающее определение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, являющиеся основаниями для проведения санитарно-карантинного контроля согласно ряду нормативно-правовых актов РФ в области СКК на наш взгляд некорректно. Поскольку по факту проведение комплекса противоэпидемических мероприятий зависит от наличия достоверной информации о возможных угрозах санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, имеющихся на борту судна. При этом экипаж судна не имеет соответствующих навыков и компетенций, чтобы идентифицировать имеющиеся риски и определить их потенциальную опасность. Что в свою очередь лишает специалиста, осуществляющего санитарно-карантинный контроль, возможности не только установить необходимость санитарно-карантинного контроля на транспортном средстве, но и определить адекватные и в то же время наиболее эффективные методы его проведения.

В связи с чем важное значение имеет повышен­ная внимательность и настороженность членов экипажа к состоянию здоровья пассажи­ров, к обнаруже­нию возможных переносчиков болезней. В таких условиях большое внимание необходимо уделять сигнальным признакам инфекций, зна­ние которых позволят не только своевремен­но выявить больного, но и проинформировать наземные службы аэропорта и санитарно-карантинного пункта для организации проти­воэпидемических мероприятий. В том числе целесообразно использование «симптомного» подхода для выявления лиц с подозрением на инфекционные болезни с максимальным использованием возможностей других государственных контрольных органов (пограничники, таможенники, служащие Россельхознадзора).

4. Санитарно-карантинный контроль в железнодорожных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации

Санитарно-карантинный контроль в железнодорожных пунктах пропуска осуществляется специалистами Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту и регулируется Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. № 500, Административным регламентом (утв. приказом Роспотребнадзора от 17 июля 2012 г. № 767) и Приказом Минтранса РФ от 9 февраля 2010 г. № 31 «Об утверждении Типовой схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в железнодорожных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации», содержащими общие требования СКК.

Основные принципы организации санитарной охраны территории на железнодорожном транспорте тесно связаны с технологией функционирования железных дорог и имеют четко выраженную специфику, которая заключается в следующем:

  • круглосуточная организация работы;
  • строгая преемственность и неразрывность на всем протяжении железнодорожной линии независимо от административного деления;
  • обеспечение санитарного надзора на транспортных средствах (локомотив, поезд) в пути следования;
  • соблюдение взаимоинформирования структурных подразделений Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» на сети железных дорог при проведении противоэпидемических мероприятий.

В целях определения единого порядка противоэпидемического обеспечения в ОАО «Российские железные дороги», дальнейшего совершенствования и эффективной организации противоэпидемических мероприятий на железных дорогах Управлением Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту установленным порядком согласован Порядок организации противоэпидемических мероприятий на железных дорогах – филиалах ОАО «Российские железные дороги» от 30 июня 2006 г. № 1336р.

Силами и средствами органов и учреждений Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту обеспечиваются:

  • СКК транспортных средств, лиц и подконтрольных грузов, пересекающих государственную границу Российской Федерации через железнодорожные пункты пропуска;
  • Санитарно-эпидемиологическое обследование очага инфекции;
  • Выявление и учет лиц, контактировавших с больным;
  • Своевременная локализация очага инфекции и проведение комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий по его ликвидации;
  • Организация и контроль проведения дезинфекционных мероприятий в очаге в соответствии с эпидемическими показаниями.

Силами и средствами медицинских служб на железных дорогах обеспечиваются:

  • Выявление больных на всех этапах оказания медицинской помощи, прежде всего среди лиц, прибывающих из стран, неблагополучных по особо опасным болезням;
  • Организация госпитализации по показаниям в инфекционный стационар;
  • Осуществление медицинского наблюдения и проведение экстренной иммунопрофилактики лицам, контактировавшим с больным;
  • Эстафетное медицинское сопровождение поездов.

При проведении противоэпидемических мероприятий задействуются все службы железной дороги, определенные в комплексных планах по санитарной охране территории железной дороги, в оперативных планах по отдельным объектам с определением функций каждой службы.

Прогресс в развитии железнодорожных сообщений и резко сократившиеся сроки перевозок пассажиров поставили под сомнение возможность санитарной охраны территории, так как значительно осложнили выявление всех зараженных лиц при пересечении границы. Современный скорый пассажирский поезд в течение одних-двух суток может пересекать территорию 3–4 государств, что находится в пределах продолжительности инкубационного периода всех или почти всех известных инфекционных болезней. Эти объективные изменения в сроках и средствах передвижения существенно увеличили возможность завоза на территорию любой страны инфекционных заболеваний, в том числе карантинных.

Таким образом, осуществление мероприятий по санитарной охране территории и постоянный мониторинг санитарно-эпидемиологического состояния железнодорожных объектов остаются актуальными и в современных условиях. Решение вопросов санитарной охраны территории возможны только при четком взаимодействии и слаженности в работе специалистов органов и учреждений Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту и о субъектам Российской Федерации, железнодорожных, пограничных, таможенных и других причастных служб, а также при своевременной взаимной информации о выявленных нарушениях условий перевозки пассажиров и грузов. Это позволит уменьшить вероятность завоза на территорию государства и дальнейшее распространение опасных для населения инфекционных болезней, опасных грузов и товаров, а также минимизировать затраты по ликвидации последствий их завоза.

5. Санитарно-карантинный контроль на автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации

Санитарно-карантинный контроль на автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации регулируется Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. № 500, Административным регламентом (утв. приказом Роспотребнадзора от 17 июля 2012 г. № 767) и Методическими указаниями «Санитарно-карантинный контроль на автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации». МУ 3.4.1179-02, содержащими общие требования.

Санитарно-карантинному контролю подлежат транспортные средства, а также лица при прибытии (убытии) на единую таможенную территорию (с территории) Таможенного союза при наличии риска возникновения чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Рисками возникновения чрезвычайной ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения являются:

  • прибытие (убытие) транспортного средства из стран (в страну), имеющих зараженные инфекционными болезнями людей районы, и из стран, имеющих районы радиационных, химических и биологических аварий;
  • несообщение в установленном порядке предварительной информации об отсутствии на борту воздушного или морского (речного) судна лиц с подозрением на болезнь, требующую проведения мероприятий по санитарной охране территории;
  • наличие на транспортном средстве лиц, прибывших из стран, имеющих зараженные опасными инфекционными болезнями людей районы, или прибывших из таких стран в пределах инкубационного периода;
  • выявление в ходе ранее осуществленного санитарно-карантинного контроля нарушений законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на транспортном средстве, осуществляющем международные перевозки;
  • наличие на транспортном средстве международных почтовых отправлений с нарушенной целостностью, которые содержат белье, одежду, постельные принадлежности или иные предметы хозяйственного обихода, посуду, игрушки, бывшие в употреблении, и которые поступили из стран, имеющих зараженные инфекционными болезнями людей районы, или из зон эпидемий;
  • поступление информации о наличии на транспортном средстве лиц с подозрением на инфекционную болезнь;
  • наличие грызунов или следов их пребывания в транспортном средстве;
  • наличие насекомых в транспортном средстве, которое прибыло из стран, имеющих зараженные инфекционными болезнями людей районы, или из зон эпидемий;
  • установление факта перемещения транспортного средства, подконтрольных товаров с повышенным радиационным фоном.

Санитарно-карантинный контроль лиц в пунктах пропуска осуществляется до проведения иных видов государственного контроля. Санитарно-карантинный контроль за прибывающими (убывающими) транспортными средствами на единую таможенную территорию (с территории) Таможенного союза включает:

  • проверку документов в части, касающейся санитарно-карантинного контроля лиц и транспортных средств;
  • визуальный осмотр транспортных средств, пересекающих государственную границу Российской Федерации, опрос членов экипажа воздушного, морского (речного) судна, работников поездной и локомотивной бригад, водителей автотранспортного средства, пассажиров
  • принятие решения о предоставлении (непредоставлении) транспортному средству права свободной практики.

В целях предупреждения завоза инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений) людей должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при наличии соответствующих рисков в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения проводят:

  • опрос (анкетирование) прибывших в пункты пропуска членов экипажа воздушного, морского (речного) судна, работников поездных и локомотивных бригад, водителей автотранспортных средств и пассажиров о состоянии их здоровья;
  • термометрию членов экипажа воздушного, морского (речного) судна, работников поездных и локомотивных бригад, водителей автотранспортных средств и пассажиров;
  • направление на медицинский осмотр лиц, прибывших в пункты пропуска, при наличии жалоб на состояние здоровья;
  • санитарный досмотр транспортного средства (пищеблока, систем водоснабжения, систем сбора и удаления всех видов отходов), а также досмотр на наличие носителей и переносчиков возбудителей инфекционных заболеваний или следов их пребывания (Правила осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № от 29 июня 2011 года № 500).

По прибытии транспортного средства, считающегося зараженным болезнью, на территорию таможенного союза проводят следующие профилактические мероприятия:

  • отведение транспортного средства на санитарную площадку;
  • временную изоляцию больного (подозрительного) в медицинском изоляторе или в специально приспособленном помещении с последующей госпитализацией в лечебно-профилактическую организацию на срок, необходимый для исключения диагноза болезни, а при его подтверждении — до полного излечения болезни;
  • медицинское наблюдение за пассажирами и членами экипажа (бригады) на срок инкубационного периода с момента прибытия или изоляцию их и назначение экстренной профилактики по эпидемическим показаниям. Изоляция и наблюдение могут быть отменены, если с транспортного средства снято подозрение на заражение Болезнью
  • дезинфекцию предметов и помещений транспортного средства, считающихся зараженными, в том числе багажа, постельных принадлежностей и одежды больного (подозрительного) и лиц, общавшихся с ним;
  • дератизацию и дезинсекцию — в случае обнаружения грызунов и насекомых — переносчиков Болезней.
  • транспортное средство и транспортная организация после проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (эвакуация больного и лиц, общавшихся с ним, заключительная дезинфекция, дератизация, дезинсекция) получает право на свободную практику и на эксплуатацию без ограничений.

В случае отказа от госпитализации иностранных граждан меры осуществляются в соответствии с законодательством Сторон. Иностранные граждане, подозрительные на заболевание Болезнью, отказавшиеся от госпитализации, подлежат временной изоляции на территории транспортной организации до их отправления.

В случае выявления болезни у человека на транспортном средстве, пересекающем таможенную границу таможенного союза, либо обнаружения груза, подозрительного на контаминацию возбудителями болезней, принимающая Сторона сохраняет за собой право запретить въезд, транзитный проезд граждан другой страны (больных и контактировавших с ними), либо ввоз подконтрольных товаров (продукции) на свою территорию.

При выявлении подозрения на Болезнь у транзитного иностранного пассажира после получения разрешения на вхождение на территорию таможенного союза, а именно — в медицинский пункт транспортной организации, ему оказывают медицинскую помощь. При наличии медицинских показаний и согласия на госпитализацию транзитного пассажира госпитализируют в лечебно-профилактическую организацию по согласованию с соответствующим органом.

Багаж пассажиров, товары и грузы, прибывшие из зараженных районов, при наличии эпидемических показаний могут подвергаться дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

Таким образом, на уровне санитарно-карантинного контроля на автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации совершенно определенно просматривается наличие практически того же пула решения проблем в области санитарной охраны территории, что и на воздушном, железнодорожном и водном (морском и речном) видах транспорта.

6. Заключение

Анализ проводимого комплекса профилактических (противоэпидемических) мероприятий в рамках осуществления санитарно-карантинного контроля на пунктах пропуска через государственную границу позволяет сделать вывод о возможных рисках осложнения эпидемиологической ситуации на территории Российской Федерации и необходимости дальнейшего совершенствование системы санитарной охраны с определением показателей эффективности в зависимости от реального уровня конкретного риска для санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Несмотря на внушительную нормативную базу, регламентирующую защиту от внешних и внутренних угроз биологической безопасности, и позволяющую осуществлять на системной основе мониторинг, предупреждение, раннее выявление, оперативное реагирование, целенаправленное противодействие и ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных санитарно-эпидемиологических ситуаций, просматриваются определенные пробелы и недостатки в осуществлении СКК в пунктах пропуска на государственной границе РФ:

  1. Исчерпывающее определение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, являющиеся основаниями для проведения санитарно-карантинного контроля. Необходимо учитывать, что существуют еще множественные факторы, различные по своему характеру и влияющие на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. На одном транспортном средстве могут проявиться две и более потенциальные угрозы, а также смешанные риски. Для адекватности оценки назрела необходимость разработки системы управления рисками санитарно-карантинного контроля, которая позволит оценить данный риск, принять решение о необходимости проведения санитарно-карантинного контроля, а в случае положительного решения: определить средства и методы контроля.
  2. Недостаточность единых требований, определяющие показания к досмотру груза, отбору проб, а также порядок ограничения ввоза грузов. Сложилась ситуация, когда при выборочном исследовании импортной продукции, реализующейся населению на территории нашей страны, удельный вес проб продуктов питания и продовольственного сырья, не отвечающих гигиеническим нормативам по химическим показателям, на протяжении последнего десятилетия сохраняется стабильным и составляет в среднем 2,6% от количества исследованных проб импортной пищевой продукции.
  3. Нецелесообразность использования синдромного подхода для выявления лиц с подозрением на инфекционные болезни. Кадровый ресурс специалистов, осуществляющих СКК, ограничен и не может обеспечить полноценное выполнение задачи в области недопущения заноса опасных инфекционных болезней в условиях стабильно высокого транспортного потока мигрирующего населения через пункты пропуска. Активное выявление различных инфекционных болезней возможно только в условиях формирования и поддержания настороженности, в том числе со стороны представителей других государственных контрольных органов (ГКО – пограничники, таможенники, служащие Россельхознадзора), к лицам с сигнальными признаками инфекционных болезней при осуществлении иных видов контроля.

Совершенствования подхода к санитарно-эпидемиологическому надзору и контролю в пунктах пропуска через Государственную границу при имеющемся дифференцировании санитарно-карантинных подразделений, исходя из объема пропуска транспортных средств, людей, грузов, спектра функциональных направлений деятельности и места расположения пункта пропуска возможно при выполнении следующих задач:

  1. Модернизация медицинского (санитарного) досмотра, который является первичным звеном в алгоритме санитарно-карантинного контроля, касается всех санитарно-карантинных подразделений. Его оснащенность в материально-техническом отношении должна дополнительно быть дифференцирована с учетом соответствующего вида СКП в зависимости от места расположения пункта пропуска через госграницу и оперативных транспортных возможностей.

    При расположении пунктов пропуска в населенных пунктах, имеющих силы и средства для экстренной госпитализации и изоляции больных, наиболее удобной формой работы по предупреждению распространения на территории инфекционных заболеваний является работа с «колес». В таком случае помещением временной изоляции больного считается транспортное средство (судно, самолет, автомобиль), к которому доставляются эвакуационные средства, обеспечивающие быстрое снятие больного с борта и немедленную транспортировку его в соответствующую больницу. Визуальный осмотр, опрос, работа с контактирующими лицами проводится на борту судна, при необходимости эти лица с борта судна прибывшим транспортом перемещаются в помещения временной изоляции, предусмотренные общегородским планом по предупреждению распространения особо опасных инфекций. Таким образом, исключается риск увеличения контактировавших лиц в связи с тем, что больные и контактировавшие изолируются непосредственно в месте их последнего пребывания, а борт транспортного средства является изолятором.

    При принятии данной схемы работы требуется обеспечение пограничного и таможенного контроля переносной техникой, необходимой для оформления пограничных и таможенных процедур непосредственно на борту судна, и средствами индивидуальной защиты.

    Оснащение в настоящее время регламентировано Методическими указаниями по виду СКП и давно не отвечает современным условиям. Для полноценного функционирования санитарно-карантинного контроля необходимо дооснащение СКП образцами современной защитной одежды, средствами мобильной связи, транспортом, форменной одеждой. Для выявления лиц с повышенной температурой в пассажирских пунктах пропуска с высоким пассажиропотоком оптимальны приборы для быстрой термометрии типа тепловизора.

  2. Долабораторная санитарно-эпидемиологическая экспертиза грузов, а именно: досмотр партии груза; дозиметрический контроль; отбор проб для проведения санитарно-химических, радиологических, микробиологических исследований; места временного хранения опасных химических, биологических веществ, товаров, отходов, других опасных грузов.

    Данные меры должны быть предусмотрены независимо от режима работы пункта пропуска и его удаленности от районных центов и осуществляться в отношении всех партий груза, пересекающих границу. На оснащении должны быть приборы радиационного контроля (в случае отсутствия в пунктах пропуска при въезде – выезде автотранспорта стационарных таможенных систем) и укладки для забора проб продукции. Указанные мероприятия обусловлены прежде всего наличием мелкооптовых поставок, осуществляемых частными предпринимателями. В этом случае контейнер следует как багаж, что позволяет ввозить груз без внешнеэкономического контракта, лицензирования, документов.

    В связи с этим важным представляется проведение экспертизы именно при пересечении государственной границы, поскольку затем товар поступает сразу же к потребителю, что затрудняет надзор за ним.

  3. Санитарно-гигиенический мониторинг и контроль транспортных средств, а также транспортных предприятий, функционирующих в пункте пропуска через государственную границу. Отдел, обеспечивающий санитарно-карантинный досмотр, необходимо усилить специалистами, имеющими квалификацию санитарных врачей, в связи с тем, что санитарно-карантинные вопросы находятся в тесной взаимосвязи с вопросами охраны окружающей среды, гигиены труда, питания.

    С учетом того, что врачи-эпидемиологи из-за большого объема карантинных досмотров практически не осуществляют исследования санитарно-гигиенического направления, вопрос ввода в штат СКП врача общегигиенического профиля имеет особую актуальность и является важным звеном в противоэпидемическом обеспечении транспортных средств.

  4. Включение в технологическую схему санитарно-карантинного контроля выполнение лабораторных и инструментальных исследований на борту транспортного средства и соответственно оснащение СКП средствами экспресс-индикации химических веществ для оперативного лабораторно-инструментального контроля грузов.

Таким образом, рассмотренные задачи, на наш взгляд, позволяет выработать единый алгоритм санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу, являясь возможным направлением структурно-функциональной и материально-технической его модернизации.