База знаний
Законодательство о санитарно-карантинном контроле государственных границ РФ

Законодательство о санитарно-карантинном контроле государственных границ РФ

Законодательство о санитарно-карантинном контроле государственных границ РФ

В современном взаимосвязанном мире существует реальная угроза и всеобщая уязвимость в отношении не знающих границ новых и возвращающихся старых инфекционных заболеваний, а также санитарно-гигиенических и экологических опасностей, способных вызвать чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения, имеющие международное значение.

Одним из факторов риска распространения особо опасных инфекционных заболеваний является высокоскоростное транспортное сообщение, способствующее быстрому распространению возбудителей инфекционных заболеваний. Появление новых, ранее не известных инфекций в последние годы (ТОРС, птичий грипп, свиной грипп, COVID-19) является тому свидетельством и требует повышенного внимания при проведении санитарно-карантинного контроля.

В связи с развитием торговых, культурных и других межгосударственных связей возрастает вероятность инфицирования граждан РФ, выезжающих в эндемичные по карантинным инфекциям страны. В группу риска в первую очередь входят лица, занимающиеся коммерческой деятельностью, паломники и студенты из эндемичных стран.

Таким образом, в условиях расширения международных связей, роста миграции населения, изменения структуры перевозок товаров и грузов, не исключается возможность заноса особо опасных инфекций на территорию страны. В связи с этим, возрастает актуальность глобальной охраны территории – одним из приоритетных направлений которой является санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу.

Протяжённость российской границы (без учёта присоединённого в 2014 году Крыма) по данным Пограничной службы ФСБ России составляет 60 932 км, в том числе 38 000 км морских границ; среди сухопутных границ выделяются 7 000 км границ по рекам и 475 км по озёрам. По состоянию на 2020 г. на территории РФ функционирует 313 пунктов пропуска всех видов транспортных сообщений: многосторонних и двусторонних автомобильных пунктов пропуска – 108, морских и речных (озерных) – 59, воздушных – 82, железнодорожных – 56, пешеходных – 1 и смешанных – 7.

В условиях огромной протяженности государственной границы нашей страны, стабильно высокого транспортного потока мигрирующего населения критически важное значение приобретают организация работы и оснащение санитарно-карантинных пунктов пропуска (далее — СКПП). А эффективный санитарно-карантинный контроль невозможен без соблюдения требований санитарного законодательства на территории пунктов пропуска через государственную границу.

В соответствии со ст. 30 закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ФЗ РФ от 12.03.1999 г. № 52-ФЗ) санитарная охрана территории Российской Федерации относится к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям, выполнение которых является одним из основных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения страны.

Санитарная охрана территории Российской Федерации осуществляется на двух уровнях – национально-правовом и международно-правовом. В настоящей статье попытаемся проанализировать комплекс организационных и санитарно-профилактических мероприятий, направленных на снижение рисков распространения возбудителей инфекционных заболеваний на территории РФ, и оценить, насколько эффективным и отвечающим современным условиями является санитарно-карантинный контроль на территории пунктов пропуска через государственную границу РФ.

Полагаем, данная тема весьма актуальна и имеет большое значение для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, однако ей не уделено соответствующего внимания, в том числе она практически никак не освещена в литературе.

1. Санитарно-карантинный контроль границ РФ на международно-правовом уровне

Важнейшей функцией санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу является санитарная охрана территории страны от заноса особо опасных инфекционных заболеваний, а также предупреждение ввоза опасных для человека химических, биологических и радиоактивных отходов и грузов.

Россия является участницей целого ряда международных договоров и соглашений, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целом и санитарной охраны территории в частности. Ключевым документом, на положениях которого базируется концепция санитарной охраны территории Российской Федерации, являются Международные медико-санитарные правила 2005 г. (далее – ММСП). Вопросы санитарной охраны территории входят в повестку дня деятельности таких международных организаций как СНГ, Таможенный союз ЕАЭС, ШОС, двусторонних отношений сопредельных стран.

1.1. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)

На уровне ВОЗ определяется общий спектр угроз для всех 194 стран-членов этой организации с высокой реальной и потенциальной социально-экономической значимостью. Сформированы организационные, методические подходы и создан современный нормативно-правовой инструмент при осуществлении глобального и национального эпидемиологического надзора за острыми ситуациями с потенциалом глобальной социально-экономической значимости – Международные медико-санитарные правила (2005 г.).

Реализация и применение ММСП на территории РФ расширило функциональный спектр санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу с учетом угроз биологического, химического и радиологического характера. Это, в свою очередь, привело к модернизации нормативного и материально-технического обеспечения его проведения, укрепления межведомственного сотрудничества, в том числе на основе современных информационных технологий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 г. № 872 «Об утверждении Правил осуществления контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. № 94 «О видах контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации» в развитие положений законодательной базы установлена очередность осуществления всех видов государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу при функциональном разделении санитарно-карантинного контроля: в отношении лиц – до проведения иных видов контроля, в отношении товаров и грузов – после пограничного и таможенного контролей.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2008 г. № 109 «Об определении перечней пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, специально оборудованных и предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации животных, продуктов животноводства и кормов, подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)» и от 21.02.2008 г. № 110 «Об определении перечней пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, специально оборудованных и предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, пищевых продуктов, материалов и изделий» определены принципы межведомственного взаимодействия, установлена специализация пунктов пропуска через государственную границу по видам перемещаемых грузов.

В рамках осуществления федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации» и реализации положений ММСП выполнена технологическая модернизация санитарно-карантинных пунктов (в соответствии с приказом Роспотребнадзора от 18.09.2006 г. № 320) и ФГУЗ «ЦГиЭ», участвующих в обеспечении осуществления санитарно-карантинного контроля. Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 31.12.2006 г. № 893 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации» осуществлено административное регламентирование процедуры санитарно-карантинного контроля с учетом требований ММСП.

С учетом положений ММСП Роспотребнадзором были внесены изменения в СП 3.4.2318-08 «Санитарная охрана территории» в части исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска на границе. Разработан и утвержден ряд методических рекомендаций по организации лабораторной диагностики, а также организации противоэпидемических мероприятий.

В адрес Министерства транспорта Российской Федерации направлены разработанные рекомендации по действиям членов экипажей и мерам защиты в ходе обслуживания пассажиров в условиях возможного наличия больных опасными инфекционными болезнями на борту судна.

По результатам проведенного мониторинга обустройства и оснащения пунктов пропуска, готовности изоляторов, были осуществлены модернизация и техническое оснащение заданий при реконструкции и строительстве пунктов пропуска. Все пункты пропуска располагают изоляторами, оснащены необходимым количеством противочумных костюмов, средствами индивидуальной защиты. Кроме того, имеется оборудование для дистанционного определения температуры, рации, дозиметры, оргтехника, автомобильный транспорт. Разработан порядок оповещения и госпитализации в случае выявления в пунктах пропуска инфекционных больных. Для оценки готовности санитарно-карантинных пунктов проведена паспортизация пунктов пропуска через госграницу.

Важным звеном в реализации положений ММСП о санитарно-карантинном контроле на пунктах пропуска является разработка программы и подготовка кадров по вопросам применения ММСП и осуществления санитарной охраны территории. Серьезное внимание уделяется повышению профессионального уровня специалистов санитарно-карантинных пунктов и санитарных знаний контрольных служб, осуществляющих свою деятельность в пунктах пропуска, а также экипажей воздушных судов, выполняющих рейсы в эндемичные страны. Проводится санитарно – просветительная работа в средствах массовой информации с информированием населения об эпидемиологической ситуации в мире, возможных путях заражения и мерах профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний.

Таким образом, одним из основных направлений работы в пограничной сфере нашей страны является создание полномасштабной инфраструктуры, обеспечивающей деятельность государственных контрольных органов, в том числе подразделений санитарно-карантинного контроля Роспотребнадзора, по отношению к которым стоит задача обеспечивать санитарную охрану территории в соответствие с требованиями ММСП, а также адаптировать техническое и кадровое обеспечение санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу к новым реалиям в области санитарной охраны территорий.

1.2. Содружество Независимых Государств (СНГ)

На уровне СНГ, т.е. стран Восточной Европы и Центральной Азии, особенности сотрудничества в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения определяются необходимостью его обеспечения в условиях нивелирования целого ряда негативных политических, социально-экономических последствий, ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки, возникших после размежевания СССР.

В рамках СНГ решение проблем обеспечения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска и резкого ухудшения санитарно-эпидемиологической безопасности, усугубившее санитарную охрану территории стран СНГ, происходило в условиях:

  • возникшей прозрачности государственных границ;
  • возросшей миграционной активности населения;
  • хлынувшего в страны СНГ потока некачественной пищевой продукции, продовольственного сырья, других санитарно-опасных товаров и грузов;
  • распада единой государственной санитарно-эпидемиологической службы, единой информационно-аналитической системы;
  • ставшей нелегитимной законодательной, нормативно-правовой и методической базы в области санитарно-эпидемиологического благополучия;
  • распада государственной системы оказания лечебно-профилактической помощи населению.

Вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения организационно решались в рамках созданного 26 июня 1992 г. Совета по сотрудничеству в области здравоохранения Содружества Независимых Государств, его рабочих органов – Межгосударственной комиссии по санитарно-эпидемиологическому нормированию, Координационного совета по проблемам санитарной охраны территорий государств-участников СНГ от завоза и распространения особо опасных инфекционных болезней и др. его рабочих органов (всего 12).

В рамках СНГ было подготовлено и рекомендовано к практическому применению более 200 нормативно-методических документов по проблемам обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения в государствах-участниках СНГ. В том числе Санитарные правила и нормы «Санитарная охрана территорий государств-участников Содружества Независимых Государств» (утверждены на XVII заседании Совета по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ 3–4 июня 2005 г., Душанбе, Республика Таджикистан).

Сотрудничество государств-участников СНГ в области обеспечения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через границу осуществляется по направлениям:

  • санитарно-эпидемиологическое нормирование, социально-гигиенический мониторинг;
  • взаимодействие при гигиенической оценке потенциально опасной продукции;
  • санитарная охрана территорий, Международные медико-санитарные правила;
  • технология оперативного реагирования при осуществлении санитарно-карантинного контроля на пунктах пропуска через границу с участием модернизированных российских специализированных противоэпидемических бригад;
  • разработка концепции биологической безопасности государств-участников СНГ.

В соответствии с резолюцией Х Межгосударственной научно-практической конференции развитие сотрудничества в области обеспечения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через границу предусмотрено в следующих направлениях:

  • унификация методологии внедрения Международных медико-санитарных правил (2005 г.) на пространстве СНГ на основе российского опыта;
  • создание и совершенствование систем готовности к ЧС санитарно-эпидемиологического характера на национальном уровне, адекватных требованиям Международных медико-санитарных правил (2005 г.);
  • внедрение современных информационно-аналитических технологий и создание программных продуктов, предусматривающих поддержку принятия управленческих решений в предупреждении и ответных мерах при осуществлении санитарно-карантинного контроля на пунктах пропуска через границу;
  • активный обмен странами достоверной официальной санитарно-эпидемиологической информацией в оперативном режиме и плановом порядке (в виде эпидемиологических обзоров и прогнозов) с использованием электронных средств связи;
  • внедрение современных диагностических, профилактических технологий, системы подготовки кадров для диагностики инфекционных болезней, ассоциируемых с чрезвычайными ситуациями и требующих проведения мероприятий по санитарной охране территорий;
  • стандартизация процедур скрининга, мониторинга, диагностики, профилактики и контроля инфекционных болезней, в том числе при осуществлении деятельности по санитарно-карантинному контролю на пунктах пропуска через границу;
  • разработка плана подготовки специалистов по вопросам санитарной охраны территорий государств-участников СНГ и внедрения Международных медико-санитарных правил (2005 г.) на основе российского опыта.

Таким образом, на уровне СНГ совершенно определенно просматривается решение практически того же пула аспектов сотрудничества в области санитарной охраны территории, что и на уровне ВОЗ, а именно: сочетание совершенствования мониторинга и контроля острых эпидемических ситуаций в расчете на новые (неизвестные) инфекционные болезни, а также модернизация сетевых структур и мобильных формирований и совершенствование системных основ оперативного реагирования на ЧС санитарно-эпидемиологического характера при осуществлении санитарно-карантинного контроля на пунктах пропуска через границу.

1.3. Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)

В состав ЕврАзЭС входят Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан. С 2002 г. статус наблюдателя имеют Республика Молдова и Украина, с 2003 г. – Республика Армения. Особенности данного формата международного сотрудничества в указанной области состоят в образовании и функционировании Таможенного союза (Республика Беларусь, Казахстан, Российская Федерация), санитарная охрана территории которого осуществляется при отсутствии внутренних барьеров на государственных границах, т.е. по единым правилам и по внешней границе Таможенного союза согласно утвержденным решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС:

  • Соглашения Таможенного союза по санитарным мерам (Межгоссовет ЕврАзЭС от 11 декабря 2009 г. № 28);
  • Положения о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу Таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза (Межгоссовет ЕврАзЭС от 21 мая 2010 г. № 39);
  • Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза (то же); — Единых форм документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров) (то же);
  • Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенические требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) (то же).

Таким образом, создан прецедент на пространстве СНГ по созданию режима наибольшего благоприятствования в экономической деятельности путем переноса согласованных видов государственного контроля на внешние контуры Таможенного союза. В рамках ЕврАзЭС Российской стороной разработаны, научно обоснованы и нормативно закреплены принципы санитарной охраны территории Таможенного союза, основанные на применении методологии и алгоритма реализации Международных медико-санитарных правил (2005 г.), разработанные в Российской Федерации.

1.4. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

Особенности формирования международного сотрудничества в области санитарно-карантинного контроля на пунктах пропуска через границу на уровне ШОС, включающей 6 государства-членов (Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан) и страны-наблюдатели ШОС (Индия, Иран, Монгольская Народная Республика, Пакистан, Афганистан; страна партнер по диалогу – Турция) определяются тем, что географический регион, занимаемый этими странами, находится в зоне повышенного риска (особенно Юго-Восточная Азия) возникновения и распространения эпидемических инфекционных болезней бактериальной и вирусной этиологии, а также стихийных бедствий.

Основные организационные события, на которых были определены главные аспекты сотрудничества в области санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу:

  • Совещание глав служб государств-членов ШОС, отвечающих за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, 26 ноября 2008 г.;
  • Круглый стол по вопросам санитарии на уровне старших должностных лиц ШОС, 27 ноября 2008 г.;
  • Конференция «Перспективы сотрудничества государств-членов ШОС в противодействии угрозе инфекционных болезней», 2009 г., Новосибирск;
  • Совещание глав служб государств-членов ШОС, отвечающих за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, 14 октября 2011 г., Москва.

Основные аспекты сотрудничества в рамках санитарно-карантинного контроля на пунктах пропуска через границу:

  • предупреждение и реагирование на вспышки инфекционных болезней, в том числе вновь возникающих;
  • внедрение в практику пересмотренных в 2005 г. Международных медико-санитарных правил;
  • создание современной материально-технической базы лабораторных мощностей в соответствии со стандартом GLP, проведение лабораторной диагностики, противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выявлении на границе больного (подозрительного) особо опасными инфекционными болезнями;
  • подготовка и повышение квалификации специалистов;
  • защита здоровья мигрантов.

В совместном заявлении глав служб государств-членов ШОС, отвечающих за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (14 октября 2011 г., Москва), принятом 15 июня 2011 г., рекомендовано продолжить реализацию указанных направлений сотрудничества.

Итак, анализ структуры и содержания международного сотрудничества в области санитарной охраны территории и санитарно-карантинного контроля на пунктах пропуска через государственную границу РФ в различных его форматах как то на уровне ВОЗ, СНГ, ЕврАзЭС, ШОС позволяет выделить основной принцип международно-правового регулирования указанной деятельности в РФ:

Совершенствование организационных, эпидемиолого-диагностических, методических, исполнительских и контрольных направлений санитарно-карантинного контроля на пунктах пропуска через государственную границу и санитарной охраны территории страны.

2. Санитарно-карантинный контроль границ РФ на национально-правовом уровне

Санитарно-карантинный контроль на государственной границе Российской Федерации – это прежде всего ее нормативная база, регламентирующая адекватную защиту от внешних и внутренних угроз биологической безопасности, и соответствующая структурно-функциональная организация, позволяющая осуществлять на системной, высокотехнологичной основе надежное мониторирование, предупреждение, раннее выявление, оперативное реагирование, целенаправленное противодействие и ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных санитарно-эпидемиологических ситуаций.

Федеральный уровень организации системы санитарной охраны территории Российской Федерации, правового регулирования проведения мероприятий в рамках санитарной охраны территории определен законодательно (п. 4. ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ).

Общие принципы, порядок организации и выполнения противоэпидемических мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения заноса и распространения на территории Российской Федерации инфекционных болезней, представляющих опасность для населения и требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории, устанавливаются нормативными документами федерального уровня.

Функционально мероприятия по санитарной охране территории Российской Федерации подразделяются на:

  • санитарно-карантинный контроль, проводимый в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
  • мероприятия на всей территории страны в рамках национального, регионального и территориального эпидемиологического надзора.

В пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации с целью санитарной охраны территории Российской Федерации вводится санитарно-карантинный контроль, являющийся частью Государственного санитарно-эпидемиологического надзора согласно ст. 44 п. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ. Необходимо отметить, что функция исполнения санитарно-карантинного контроля определена статьей 30 (пункт 3) указанного закона. Согласно Закону Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» от 01.04.1993 № 4730-1 установление иных видов государственного контроля, кроме пограничного и таможенного, осуществляется соответствующими законами РФ, в развитие которых Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 872 «Об утверждении Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации» установлен перечень всех видов контроля, осуществляемых на границе, содержащий в том числе санитарно-карантинный контроль. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. № 482 определено создание федеральными органами исполнительной власти подразделений в пунктах пропуска для обеспечения соответствующего вида контроля.

В пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации исполнение санитарно-карантинного контроля (СКК), порядок, сроки и административные процедуры проведения СКК определены следующими основными правовыми, нормативно-методическими документами, регламентирующими санитарную охрану территории Российской Федерации:

  • Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. № 569 «О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 29 июня 2011 г. № 500 «Об утверждении Правил осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 872 «Об утверждении Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 482 «Об утверждении Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 2 февраля 2005 г. № 50 «О порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. № 312 «О паспортах пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации»;
  • Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 17 июля 2012 г. № 767 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска на российском участке внешней границы Таможенного союза»;
  • Приказ Федеральной таможенной службы от 30 сентября 2011 г. № 1996 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, при проведении транспортного контроля и проверке документов, необходимых для осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора»;
  • Санитарно-эпидемиологические правила «Санитарная охрана территории Российской Федерации». СП 3.4.1328-03;
  • Методические указания «Санитарно-карантинный контроль в морских и речных портах, открыты для международных сообщений». МУ 3.4.1127-02;
  • Методические указания «Санитарно-карантинный контроль в аэропортах, открытых для международных сообщений». МУ 3.4.1180-02;
  • Методические указания «Санитарно-карантинный контроль на автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации». МУ 3.4.1179-02;
  • Приказ Минтранса РФ от 9 февраля 2010 г. № 31 «Об утверждении Типовой схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в железнодорожных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации».

В указанном списке нормативных актов регламентирован перечень инфекционных болезней, товаров и грузов, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации (стран СНГ), перечень чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера, требующих представления внеочередных донесений, порядок информационного обеспечения мероприятий по санитарной охране, осуществления санитарно-карантинного контроля и межведомственного взаимодействия в пунктах пропуска через Государственную границу на всех видах транспорта при проведении ограничительных (карантинных), противоэпидемических, санитарно-профилактических мероприятий по локализации и ликвидации эпидемических очагов особо опасных инфекционных болезней.

После реформы федеральных органов исполнительной власти функция санитарной охраны Российской Федерации возложена на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и осуществляется в рамках единой государственной системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора в пунктах пропуска через Государственную границу (санитарно-карантинный контроль).

Мероприятия по санитарной охране территории Российской Федерации в пунктах пропуска через Государственную границу проводят 64 санитарно-карантинных пункта (далее — СКП) на воздушном, 94 СКП на автодорожном, 35 пограничных санитарно-карантинных пункта на железнодорожном и 79 санитарно-карантинных отделов на водном (морском и речном) видах транспорта, являющихся производными управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и на железнодорожном транспорте.

Приказом Руководителя Роспотребнадзора нормативно закреплено материально-техническое оснащение санитарно-карантинных подразделений на государственной границе (Приказ Роспотребнадзора от 18.09.2006 г. № 320 «О регламенте оснащения пунктов пропуска») и утверждён Административный регламент по осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 17 июля 2012 г. № 767).

Проведение санитарно-карантинного контроля на границе совместно с другими видами государственного контроля – пограничного, таможенного, ветеринарного, фитосанитарного, иммиграционного, транспортного определяется Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 872 «Об утверждении Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. № 312 «О паспортах пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации».

Взаимодействие на межведомственном уровне при проведении ограничительных (карантинных), профилактических, противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий координируется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 г. № 529 «Об организации и контроле за введением и отменой ограничительных мероприятий (карантина) по предписанию территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор».

Вопросы комплексного планирования мероприятий по санитарной охране и взаимодействия в рамках межведомственных санитарно-противоэпидемических комиссий, в том числе в расчете на новые возникающие и возвращающиеся инфекционные болезни представлены в Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.07.2006 г. № 14 «Об обеспечении мероприятий по санитарной охране Российской Федерации». В соответствии с этим постановлением проведена паспортизация пунктов пропуска через Государственную границу, электронная база данных которой находится в Роспотребнадзоре.

При угрозе заноса и распространения новых инфекционных болезней, а также в случае актов биологического терроризма предусмотрено использование лабораторной базы системы Роспотребнадзора (территориального, регионального и федерального уровней) при взаимодействии с Минобороны России, МЧС, МВД, ФСБ, ФСО и Россельхознадзором в процессе проведения противоэпидемических мероприятий (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.09.2005 г. № 21 «О совершенствовании государственного санитарно-эпидемиологического надзора по противодействию угрозе биотерроризма»).

К другим структурам Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, обеспечивающим санитарную охрану территории Российской Федерации, относится система противочумных учреждений. Она включает Противочумный центр, противочумные станции – 12, противочумные институты – 5 (Российский НИПЧИ «Микроб», Волгоградский НИПЧИ, Иркутский НИПЧИ Сибири и Дальнего Востока, Ростовский-на-Дону НИПЧИ, Ставропольский НИПЧИ), специализированные противоэпидемические бригады – 15.

Конкретное участие в обеспечении государственной функции по санитарно-карантинному контролю на пунктах пропуска со стороны противочумной системы заключается в осуществлении эпидемиологического надзора и контроля природно-очаговых (зоонозных) и других особо опасных инфекционных болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации, других государств-участников СНГ, в представлении лабораторной базы, высококвалифицированных специалистов при проведении клинико-эпидемиологической и этиологической диагностики, оказании консультативно-методической помощи органам и учреждениям, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-карантинный контроль при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, помощь в последипломной подготовке кадров. Свою деятельность противочумные учреждения осуществляют в соответствии с Приказом Роспотребнадзора от 17.11.2005 г. № 774 «Об организации и проведении мероприятий по профилактике чумы».

В связи с вышеизложенным важными чертами санитарно-карантинного контроля является неуклонное расширение его содержания и трансформирование в ключевой инструмент нейтрализации рисков и противодействия глобализации наиболее опасных для общественного здравоохранения угроз. Важным достижением в совершенствовании санитарной охраны является плодотворное участие Российской Федерации в разработке ММСП (2005 г.) и их применении в области борьбы с инфекционными болезнями, разработке методологии оперативного реагирования на вспышки инфекционных болезней, вызывающих кризис в общественном здравоохранении на национальном, региональном и глобальном уровнях за счет использования команд быстрого реагирования (в том числе российских специализированных противоэпидемических бригад).

Задачи и цели санитарно-карантинного контроля связаны с согласованностью национальной правовой и нормативно-методической базы в области санитарной охраны территории Российской Федерации с Международными медико-санитарными правилами (2005 г.) и реализацией международных договоров и соглашений, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целом и санитарной охраны территории в частности.

Что касается конкретных мероприятий, осуществляемых в рамках санитарно-карантинного контроля на государственных границах РФ, то эти вопросы рассмотрены нами в отдельной статье – «Санитарно-карантинные мероприятия при пересечении государственной границы РФ».