База знаний
Правовое регулирование оказания первой помощи
Правовое регулирование оказания первой помощи

Правовое регулирование оказания первой помощи

Ежегодно в лечебно-профилактических учреждениях регистрируется большое количество пострадавших в результате травм и других несчастных случаев. Смерть от несчастных случаев, травм и отравлений занимает второе место (17,0%) в структуре причин общей смертности населения нашей страны, сохраняя лидирующие позиции на протяжении нескольких десятилетий.

Однако смертность по перечисленным причинам можно предотвратить. Снижение потерь общества от острых заболеваний, травм, отравлений и других состояний, угрожающих жизни и здоровью населения, в том числе детского, зависит от оказания первой помощи, а также уровня ее организации.

Первая помощь – это комплекс простейших медицинских мероприятий, выполняемых немедицинским работником на месте происшествия при несчастном случае, для спасения жизни пострадавшего и предупреждения осложнений. Одним из важнейших положений оказания первой помощи является ее срочность: чем быстрее она оказана, тем больше надежды на благоприятный исход. Поэтому такую помощь своевременно может и должен оказать тот, кто находится рядом с пострадавшим.

Цель первой помощи – поддержание жизни и сохранение здоровья пострадавшего от несчастного случая или внезапно возникшего заболевания до момента начала оказания ему квалифицированной медицинской помощи. Своевременное оказание первой помощи снижает тяжесть последствий травмы, риск инвалидности, сроки восстановительного периода после травмы.

Быстрое оказание первой помощи гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, имеет огромное значение и зачастую является решающим моментом при спасении жизни пострадавшего.

Тем не менее на практике первая помощь, по данным Минздрава России, оказывается менее чем в 2% случаев, хотя требуется около 65% пострадавших в связи с нарушением дыхания и кровообращения, внезапной остановкой сердца, получением ожогов, переломов и т. д. Причем во многих случаях от оказания или неоказания первой помощи напрямую зависит, выживет пострадавший или нет. Так, проведенные Минздравом России исследования показывают, что 25% пострадавших в ДТП и умерших до приезда скорой помощи граждан (в прошлом году количество таких погибших составило 12 тыс. человек) могли бы выжить в случае своевременного применения неотложных мер в рамках оказания первой помощи. Все это указывает на то, что значение первой помощи в снижении смертности от травм и неотложных состояний часто недооценивается. Несмотря на то, что во многих локальных инструкциях по охране труда немедицинских служб есть пункты, имеющие отношение к оказанию первой помощи пострадавшим, часто на практике никаких действий не предпринимается. Персонал немедицинских учреждений недостаточно обучен правилам оказания первой помощи, и как следствие, ограничивается вызовом бригады скорой медицинской помощи.

В этой статье проанализировано, чем первая помощь отличается от других видов помощи, кто должен оказывать первую помощь, как организовать обучение сотрудников и обустроить пост первой помощи в медицинской организации. Мы обсудим причины, по которым не используются заложенные в законодательстве возможности по оказанию первой помощи, возможные варианты их устранения и перспективы совершенствования правового регулирования в этой области.

1. Чем первая помощь отличается от других видов помощи

Первую помощь оказывают до медицинской помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью людей (ст. 31 Федерального закона от «21» ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; далее – ФЗ № 323).

Минздравсоцразвития утвердило восемь состояний, при которых нужно оказывать первую помощь. Согласно Приложению № 1 к приказу Минздравсоцравития РФ от «04» мая 2012 г. № 477н к таким состояниям относятся:

  • отсутствие сознания;
  • остановка дыхания и кровообращения;
  • наружные кровотечения;
  • инородные тела верхних дыхательных путей;
  • травмы различных областей тела;
  • отравления;
  • ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения;
  • отморожение и другие эффекты воздействия низких температур.

В случаях наличия у больного иных состояний, угрожающих его жизни и здоровью, оказание первой помощи не предусмотрено, поскольку приведенный список является исчерпывающим. Перечень общих мероприятий по оказанию первой помощи утвержден в Приложении № 2 к приказу Минздравсоцравития РФ от «04» мая 2012 г. № 477н. Согласно нему объем такой помощи также строго ограничен:

  • оценка обстановки и безопасности для оказания первой помощи;
  • вызов скорой медицинской помощи;
  • определение наличия сознания у пострадавшего;
  • восстановление проходимости дыхательных путей и определение признаков жизни у пострадавшего;
  • проведение сердечно-легочной реанимации до появления признаков жизни;
  • поддержание проходимости дыхательных путей;
  • обзорный осмотр пострадавшего и временная остановка наружного кровотечения;
  • подробный осмотр пострадавшего для выявления травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью. Оказание первой помощи при выявлении;
  • придание пострадавшему оптимального положения тела;
  • контроль состояния пострадавшего: сознание, дыхание, кровообращение. Оказание психологической поддержки;
  • передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи.
  • Использование методов лечения и манипуляций, не входящих в указанный перечень, будет трактоваться как выход за пределы первой помощи. А применение минимальных медицинских знаний и специальных умений будет рассмотрено как оказание медицинской помощи, прибегать к которой вне медицинских организаций в соответствии с ч. 3 статьи 32 ФЗ № 323 имеют право исключительно только сотрудники выездных бригад скорой помощи, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи.

    Как было указано выше в настоящее время перечни состояний, при которых оказывается первая помощь, и мероприятий по ее оказанию едины для всех: и для тех, кто вправе, и для тех, кто обязан это делать, и не содержат никаких исключений для медицинских работников. Однако, можно прийти к выводу, что предусмотренных мероприятий недостаточно. В том числе и в случаях, когда быстрое получение медицинской помощи невозможно – первая помощь, напомним, к медицинской не относится, и одной из предпринимаемых в рамках ее оказания необходимых мер является вызов скорой помощи.

    Речь идет, в частности, о пострадавших, находящихся в удаленных местностях, на борту самолетов или водных судов, работниках опасных производств, получивших повреждения в случае, к примеру, химической аварии. Причем включение в бригады спасателей или пожарных медработников, что практиковало ранее МЧС России, не решает проблемы, поскольку применение как минимум необходимых лекарственных препаратов: обезболивающих или антидотов – возможно только в рамках медицинской помощи, а она может оказываться исключительно в медицинских организациях или по месту вызова бригады скорой помощи и в транспортном средстве при медицинской эвакуации.

    Отдельный вопрос состоит в том как поступать врачу (или иному медицинскому работнику) столкнувшемуся с необходимостью оказания первой медицинской помощи вне медицинского учреждения. Особенно в случаях, когда применение перечисленных в Приложении № 2 к приказу Минздравсоцравития РФ от «04» мая 2012 г. № 477н мероприятий является недостаточным для спасения жизни человека? К примеру, при инсульте, счёт идет на минуты, а оказание простейшей первой помощи по большей части бесполезно для больного. По сути, врач не имеет права применять некоторые препараты (и даже иметь при себе) вне больницы. Но в ситуации, когда данный препарат имеется и, в соответствии с клятвой врача он применит его для спасения жизни пациента, то может понести уголовную ответственность: как при сохранении жизни больного, так и при смертельном исходе.

    Таким образом действующее законодательство о первой помощи не дает возможности медицинскому работнику вне своего рабочего места оказать сколько-нибудь эффективную помощь больному. Поскольку даже в случаях, подпадающих под критерии состояний, при которых оказывается первая помощь, медицинские работники не имеют права использовать весь имеющийся в их распоряжении арсенал специальных медицинских знаний и умений.

    Налицо парадоксальная в своей абсурдности ситуация: когда человек, нуждающийся в помощи врача по жизненно важным показаниям, не может рассчитывать на его профессиональные умения, а врач должен беспокоиться не о спасении человеческой жизни, а о способах избегания юридической ответственности за свои благие намерения.

    Представляется, что указанные противоречия должны быть устранены путем разделения первой помощи на два вида:

    • базовую, которую по-прежнему вправе будут оказывать все граждане при наличии необходимых навыков и субъекты, для которых отраслевым законодательством предусмотрена обязанность по оказанию первой помощи;
    • специализированную, оказываемую медицинскими работниками.

    Разумеется, необходимо будет утвердить перечень мероприятий, оказываемых в рамках данных видов помощи. Принципиальными же, являются два момента: возможность применения, как минимум, обезболивающих и антидотов и проведения ингаляции кислорода с помощью специальных устройств. В том числе необходимо установить порядок оказания первой помощи, определяющий, какими субъектами при каких условиях выполняются конкретные мероприятия и последовательность этих мероприятий.

    Более подробно наши предложения по усовершенствованию отечественного законодательства о первой помощи (с целью дать врачам возможность законно оказывать полноценную первую помощь вне медицинских организаций не опасаясь при этом негативных юридических последствий) изложены в статье «Законодательное регулирование оказания первой помощи медицинскими работниками: в медицинских организациях и за их пределами».

    Кстати, для тех категорий лиц, которые оказывают первую помощь в особых условиях, порядок ее оказания установлен ведомственными актами. Например, Минобороны России определен свой собственный перечень мероприятий по оказанию первой помощи в ходе военных действий, вооруженных конфликтов, антитеррористических операций – как правило, в таких условиях речь идет об осуществлении само- и взаимопомощи обученными этому участниками таких действий, и в их аптечках есть в том числе обезболивающие, антидоты, антибактериальные препараты. Однако по факту применение лекарств в рамках первой помощи противоречит действующему законодательству.

    Кто должен оказывать первую помощь

    Действующее законодательство предусматривает как право на оказание первой помощи – водителями транспортных средств и иными лицами, владеющими необходимыми навыками, так и обязанность ее оказания определенными категориями граждан, имеющими специальную подготовку (ст. 31 ФЗ № 323). Причем перечень таких лиц довольно обширный. К ним относятся:

    • сотрудники органов внутренних дел (подп. 1 п. 2 ст. 27 Федерального закона от «07» февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»);
    • спасатели (п. 1 ст. 27 Федерального закона от «22» августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»);
    • сотрудники Государственной противопожарной службы, муниципальной, ведомственной и частной пожарной охраны (ст. 4, ст. 22 Федерального закона от «21» декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»), работники ведомственной пожарной охраны (ст. 13 Федерального закона от «14» апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране») и добровольные пожарные (п. 2 ст. 15 Федерального закона от «06» мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»);
    • военнослужащие Вооруженных сил РФ (ст. 321 Устава внутренней службы Вооруженных сил РФ), органов федеральной службы безопасности (ст. 14.2 Федерального закона от «03» апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»), войск национальной гвардии (ч. 9 ст. 10 Федерального закона от «03» июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»);
    • внештатные сотрудники полиции и народные дружинники (п. 4 ч. 6 ст. 10, п. 6 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от «02» апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»);
    • судебные приставы (п. 2 ст. 15 Федерального закона от «21» июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах»);
    • должностные лица таможенных органов (п. 2 ч. 2 ст. 267 Федерального закона от «03» августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
    • частные охранники (ст. 16 Закона РФ от «11» марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»);
    • работодатели (ст. 228 Трудового Кодекса РФ);
    • педагогические работники (п. 11 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от «29» декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

    Учитывая то, что медицинские работники, без сомнения, имеют соответствующую подготовку и обладают необходимыми навыками, можно прийти к выводу, что оказание первой помощи является не только их правом, но и обязанностью. Например, по профстандарту младшего медперсонала в обязанности санитара и младшей медсестры входит сердечно-легочная реанимация до передачи пострадавшего бригаде скорой помощи (приказ Минтруда от 12.01.2016 № 2н).

    Согласно ч. 4 ст. 31 ФЗ № 323 водители транспортных средств выделены в отдельную категорию: как видно из текста статьи, оказание ими медицинской помощи является правом, а не обязанностью. Вместе с тем в соответствии с Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от «23» октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан принять меры для оказания первой помощи пострадавшим. Невыполнение данной обязанности является административным правонарушением в соответствии со ст. 12.27 КоАП РФ. На основании сказанного можно сделать вывод о некотором несоответствии законодательства по вопросам оказания первой помощи водителями

    Обязан ли врач помогать больному в нерабочее время? Главные аргументы «за» и «против»

    Обсуждая тему правового регулирования оказания первой помощи, нельзя не поднять один из самых острых вопросов. Обязан ли медработник оказывать помощь вне рабочего места, во внерабочее время и вне пределов медорганизации? Существует несколько мнений на этот счет.

    1) Так, например, кандидат медицинских наук Иван Печерей считает, что в настоящее время нет норм, которые обязывают медработников, в том числе пенсионеров с медобразованием, оказывать первую помощь за пределами клиники и вне рабочего времени. Свою точку зрения он аргументирует тем, что в ч. 1 ст. 31 ФЗ № 323 про медработников нет ни слова — закон не устанавливает для них обязанность оказывать первую помощь. Нет и специального правила. Таким образом, главный вывод: оказание первой помощи — право, но не обязанность медработника.

    На наш взгляд данная позиция ошибочная и даже вредная. Она не гарантирует, что медработнику, который не оказал первую помощь, не предъявят обвинение по статьям 124 или 125 УК. То, что в перечне части 1 статьи 31 Закона № 323-ФЗ нет медработников, не упущение или недоработка законодателя. Их компетенция по оказанию медпомощи охватывает и первую помощь. Сложно представить себе врача, который бы не мог ее оказать. Целью статьи было выделить специальный контингент служащих, которые обязаны оказывать первую помощь в силу прямого предписания закона, а не своих служебных обязанностей. Не стоит смешивать полномочия этих специалистов и врачей в одной статье только для того, чтобы формализовать право.

    Излишне комментировать несостоятельность доводов И. Печерея относительно отсутствия ответственности врачей за нарушение клятвы врача, так как впоследствии он сам признал, что врач не застрахован от обвинений в незаконном бездействии при неоказании помощи больному или при оставлении в опасности по статьям 124 и 125 УК.

    2) Альтернативное мнение: оказать первую помощь — гражданский долг и моральная обязанность медработника.

    Основные опасения против активного участия врачей в оказании первой помощи вызывает риск неблагоприятных последствий, которые могут повлечь гражданско-правовую или уголовную ответственность за вред здоровью. Однако врач и в клинике несет ответственность за нарушение прав пациентов в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни, здоровью при оказании медпомощи (ч. 2 ст. 98 ФЗ № 323).

    На основании вышесказанного можно констатировать, что обязанность врачей оказывать медпомощь где бы то ни были и при каких бы то ни было обстоятельствах — это гражданский и моральный долг. При этом упомянутая норма не является исключительно моральной, но и закреплена в законодательстве — ведь недаром текст клятвы врача является неотъемлемой частью Федерального Закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и, соответственно, имеет статус нормы права. Нередко такая помощь может быть единственным шансом больного на спасение, и врач, который принял на себя обоснованный риск по оказанию медпомощи, не должен нести ответственность за наступивший вред здоровью.

    В подтверждение вышесказанного можно привести судебное дело. Предприниматель-стоматолог принял пациентку в праздничный день. Она жаловалась на боль и отек верхней челюсти, которые продолжались в течение трех суток. Рентген провести было невозможно, медработник принял решение удалить корень зуба. Росздравнадзор выявил нарушение — лицензии на этот вид деятельности у предпринимателя не было. Суды сделали правильный вывод — убедительных доказательств, что опасность здоровью пациента могла быть устранена иными средствами и причиненный вред стал более значительным, чем предотвращенный, нет. А неустранимые сомнения в виновности лица всегда толкуются в его пользу (согласно статье 15 КоАП). Признаков правонарушения в действиях медработника суд не нашел (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.10.2014 по делу № А19-1697/2014).

    Судебная практика подтверждают возможность привлечения к ответственности за нарушение клятвы врача.

    Формально вне рабочего времени и места нельзя говорить о медработнике, речь об обычном гражданине, который имеет право оказывать только первую помощь в объеме, предусмотренном законодательством (приказ Минздравсоцразвития от 04.05.2012 № 477н). Медицинскую помощь, исходя из определения статьи 32 ФЗ № 323 оказывает медорганизация, а не отдельный врач. В судебной практике есть случаи, когда врача, который вне рабочего времени осуществил в клинике оперативное вмешательство, рассматривали как обычное физическое лицо. Суд исходил из того, что стороной по делу не доказан факт оказания медпомощи.

    Так, пациентка обратилась к больнице с иском о компенсации морального вреда из-за ненадлежащего оказания медпомощи. У нее развились осложнения после операции в травмпункте больницы. В ходе разбирательства суд установил, что врач оказал первичную помощь истцу во внерабочее время по личной инициативе. Во взыскании компенсации морального вреда за ненадлежащее оказание медуслуг истцу отказали (решение Ворошиловского районного суда города Ростова-на-Дону от 06.12.2018 по делу № 2–4206/2018~М-3562/18).

    Клятва врача содержит обязанность быть всегда готовым оказать медпомощь, а первую помощь оказывают лица, способные это сделать. Конечно, прямого наказания за нарушение клятвы врача нет в ст. 71 ФЗ № 323, содержащей непосредственно текст этой клятвы.

    Однако суды апеллировали к обязательности соблюдения статьи 71 ФЗ № 323 более чем в 70 делах. Например, в постановлении Уссурийского районного суда Приморского края от 22.03.2019 по делу № 1–408/2019, в решении Кировского районного суда города Уфы от 02.04.2019 по делу № 2–2758/2019~М-1872/2019, постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014 по делу № А19-1697/2014. Мотивировка решения суда содержала указание на обязательность нормы, содержащей Клятву врача. Поэтому есть можно говорить о том, что по ответственность за неоказание первой помощи медицинским работником прямо предусмотрена Уголовным кодексом РФ (хотя, на практике пока что большинство случаев привлечения к ответственности по статье 124 УК РФ связаны с привлечением к ответственности медработников во время исполнения ними обязанностей в медорганизации).

    Подробнее вопросы возможного привлечения медицинских работников к уголовной ответственности за неоказание первой поощи вне медицинской организии рассмотрены в нашей статье «Законодательное регулирование оказания первой помощи медицинскими работниками: в медицинских организациях и за их пределами».

    Получение согласия на оказание первой помощи

    Деятельность по оказанию первой помощи не требует лицензии или иного специального разрешения, поскольку не является разновидностью медицинских услуг. Это видно из анализа Федерального закона от «04» мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», так как ст. 12 Закона, устанавливающая исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, не включает в данный перечень деятельность по оказанию первой помощи, в отличие от медицинской (п. 46 ч. 1 ст. 12).

    По аналогии можно рассмотреть институт получения согласия пострадавшего на оказание ему первой помощи, которое презюмируется в том случае, если пострадавший находится в бессознательном состоянии. Указанная норма является общепризнанной в сложившейся зарубежной практике, где каждый алгоритм оказания первой помощи начинается с получения согласия пострадавшего. Однако действующее российское законодательство не содержит указания на необходимость получения такого согласия.

    В связи с чем возникает вопрос о том, может ли в подобных случаях применяться ст. 20 ФЗ № 323 и какие юридические последствия могут возникнуть в случае, если пострадавший отказывается от помощи.

    При этом необходимо принимать во внимание специфику условий оказания первой помощи, которые заключаются в экстремальности ситуации и требуют немедленных действий, зачастую выполняющихся без должной диагностики и широкого выбора лечебных методов. Больные могут находиться в крайне тяжелом состоянии, иногда им сразу же требуется проведение реанимационных мероприятий. Исходя из этого очевидно, что процедура получения согласия на оказание первой помощи не может быть документирована. Кроме того, отмечается возможная трудность или полное отсутствие контакта с больным из-за тяжести состояния, неадекватного сознания, болей, судорог. В силу наличия особых, экстренных ситуаций информированное добровольное согласие становится в большинстве случаев формальностью, не позволяющей в полной мере соблюсти права человека на автономию, на свободу и на неприкосновенность. А отсутствие такого согласия в купе с отказом пострадавшего от помощи может впоследствии привести к уголовной ответственности по ст. 124, 125 УК РФ.

    Для устранения данной проблемы необходимо установить особый порядок оформления информированного добровольного согласия при оказании первой помощи. В связи с этим лицо, оказывающее первую помощь, должно оценивать адекватность состояния пострадавшего, дающего отказ от получения первой помощи, и в случае трудности или отсутствия контакта презюмировать согласие на оказание первой помощи.

    Следует отметить, что ст. 983 ГК РФ допускает действия с целью предотвратить опасность для жизни лица, оказавшегося в опасности, против его воли. Необходимо подчеркнуть, что оказание первой помощи против воли пострадавшего допускается только для спасения жизни, то есть тогда, когда пострадавший находится в крайне тяжелом состоянии. В иных случаях получение согласия пострадавшего, на наш взгляд, является обязательным для предотвращения негативных юридических последствий в отношении субъектов, осуществляющих оказание первой помощи и должно быть нормативно урегулировано.

    Для этого стоило бы дополнить ст. 20 ФЗ № 323 нормой, закрепляющей, что необходимым предварительным условием для оказания первой помощи является получение информированного добровольного согласия на оказание первой помощи в устной форме. А при наличии угрозы жизни пострадавшего первая помощь может быть оказана без получения такого согласия.