Фармацевтическое право
Оформление разрешения на продажу лекарственных препаратов через интернет
Оформление разрешения на продажу лекарственных препаратов через интернет

Оформление разрешения на продажу лекарственных препаратов через интернет

Дистанционная продажа лекарственных препаратов (далее — ЛП) расширила перечень способов их реализации, предоставив тем самым возможность для аптечных организаций в своей коммерческой деятельности достигать более высоких показателей прибыли и быть более мобильными и успешными в качестве субъектов субъектам предпринимательской деятельности. Для граждан, как потребителей ЛП, введение дистанционной их продажи позволило облегчить процесс приобретения ЛП, когда любое лекарство можно заказать, не выходя из дома. Особо актуально это для людей с ограниченными возможностями, одиноко проживающим людям преклонного возраста или тем, кто находится в каком-либо болезненном состоянии и поход в аптеку для такого человека, с одной стороны, физически затруднителен, а с другой стороны, если это инфекционное заболевание, то сопряжен еще и с риском заражения других людей.

Налицо только плюсы от введения такого способа реализации ЛП. В то же время не стоит забывать, что возможность дистанционной продажи ЛП сопряжена с увеличением риска распространения фальсифицированных и недоброкачественных ЛП, поэтому перед государством стоит задача, обеспечить на должном уровне контроль и надзор за этой сферой деятельности.

Одним из способов регулирование деятельности по дистанционной продаже ЛП со стороны государства является выдача разрешения на такую продажу, которое предоставляется аптечным организациям, полностью соответствующим установленным законодательством для реализации ЛП дистанционным способом требованиям. Без такого разрешения, который выдает Росздравнадзор, осуществлять дистанционную продажу ЛП запрещено.

Постановление Правительства РФ № 697 от 16.05.2020 г. «Об утверждении Правил выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом, осуществления такой торговли и доставки указанных лекарственных препаратов гражданам и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросу розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом» (далее Правила выдачи разрешения) устанавливает порядок выдачи разрешения на осуществление розничной торговли ЛП.

Для начала напомним, что именно нормы Правил выдачи разрешения относят к дистанционной торговле лекарственными средствами. Так, согласно пункту 2 Правил выдачи разрешения может осуществляться розничная торговля ЛП, за исключением ЛП, отпускаемых по рецепту на ЛП, наркотических ЛП и психотропных ЛП, а также спиртосодержащих ЛП с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов. Идентичное понятие дистанционной продажи ЛП закреплено в ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Порядок подачи заявления и документов на выдачу или переоформление разрешения

В п.7 Правил выдачи разрешения закреплено право Росздравнадзора на выдачу разрешения на осуществление розничной торговли ЛП дистанционным способом (далее — разрешение) и утверждения формы разрешения.

Заявление и необходимые документы предоставляются в Росздравнадзор только в электронном виде через сайт госуслуг.

В заявлении обязательными элементами его содержания являются помимо общих данных об аптечной организации как юридическом лице, также сведения о лицензии на осуществление фармацевтической деятельности с указанием выполняемой работы (оказываемой услуги) по розничной торговле ЛП, адрес сайта (адреса сайтов) в сети «Интернет», а в случае наличия мобильного приложения, также данные о нем.

Что касается аптечных организаций, которые уже имеют разрешение и заключают договор с каким-либо владельцем агрегатора, а равно как при расторжении имевшегося такого договора либо изменении сведений, указанных в п. 8 Правил выдачи разрешения, аптека должна подать соответствующее заявление о переоформлении разрешения в электронном виде в Росздравнадзор в течение 3 рабочих дней со дня заключения, расторжения договора либо изменения указанных сведений с приложением копии договора (в случае его заключения).

По результатам рассмотрения заявления о переоформлении разрешения, Росздравнадзор принимает решение о переоформлении разрешения либо об отказе в переоформлении разрешения, в случае несоответствия аптечной организации установленным требования и прекращении действия разрешения.

Любое решение, которое связано с разрешением (решение о выдаче разрешения, об отказе в выдаче разрешения, о переоформлении разрешения или об отказе в переоформлении разрешения) принимается Роспотребнадзором в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления и необходимого пакета документов (сведений).

Если заявление о выдаче разрешения будет заполнено неправильно, т.е. будут отсутствовать те или иные обязательные сведения, которые должны быть включены в заявление или эти сведения окажутся недостоверными то согласно п. 8 Правил выдачи разрешения, данный факт, в свою очередь, будет являться основанием для отказа в выдаче разрешения.

Документальное подтверждение требований, которые предъявляются к аптечным организациям при дистанционной продаже ЛП

В пункте 5 Правил выдачи разрешения содержатся те требования, которым должна соответствовать аптечная организация при дистанционной продаже ЛП. Об этих требованиях мы уже подробно говорили в предыдущей статье. В рамках данной темы хочется отметить, что несоответствие какому-либо из перечисленных в п.5 Правил выдачи разрешения требований приведет к отказу в выдаче разрешения.

Напомним, что существенные изменения в Правила выдачи разрешения последовали после принятия Постановления Правительства РФ от 31.05.2021 г. № 827 «О внесении изменений в Правила выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом, осуществления такой торговли и доставки указанных лекарственных препаратов гражданам». Вносимые указанным Постановлением изменения в Правила выдачи разрешения вступили в силу с 01.09.2021 г.

Основными поправками в Правила выдачи разрешения явилось вменение в обязанность аптечным организациям оборудовать место для хранения ЛП, иметь электронную систему платежей или мобильных платежных терминалов, также была нормативно закреплена возможность аптечным организациям иметь не собственный сайт, а работать через сайт агрегатора (само слово «агрегатор» появилось во множестве пунктов основного закона) и др.

Сама процедура принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче разрешения, порядка его переоформления урегулированы в Административном регламенте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом, утвержденным Приказом Росздравнадзора от 04.08.2021 г. № 7338 (далее Административный регламент). Это совсем новый регламент, который пришел на смену действовавшему до этого Административному регламенту, который был утвержден Приказом Росздравнадзора от 19.06.2020 г. № 5161. Как мы видим, предшествующий Административный регламент просуществовал совсем недолго и в силу внесенных существенных изменений в законодательство по дистанционной продаже ЛП, регламент пришлось законодателю поменять на новый, учитывающий в полном объеме произошедшие правовые изменения.

Административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий), связанных с выдачей разрешения должностных лиц территориальных органов Росздравнадзора, порядок взаимодействия между структурными подразделениями территориальных органов Росздравнадзора и их должностными лицами, а также взаимодействия территориальных органов Росздравнадзора с заявителями, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, организациями.

Как уже отмечалось выше, возможность получения аптечной организации разрешения есть только в электронном виде. Получение разрешения в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг не предусмотрено, поэтому любая аптечная организация, желающая получить или переоформить разрешение должна быть зарегистрирована на Едином портале госуслуг и иметь усиленную квалифицированную электронную подпись.

Ниже в таблице приведены требования по перечню документов, которые необходимо предоставить при подаче заявления на выдачу разрешения и заявления на переоформление разрешения.

Заявитель посредством использования официального сайта Росздравнадзора в сети «Интернет», Единого портала госуслуг представляет при:
Выдаче разрешения Переоформлении разрешения
1.Заявление о выдаче разрешения по форме согласно Приложению № 1 к Административному регламенту с указанием: 2. Заявление о переоформлении разрешения по форме согласно Приложению № 2 к Административному регламенту с указанием:
  • полного фирменного наименования аптечной организации (на русском языке);
  • указание учетных данных о заявителе (ИНН, ОГРН);
  • адрес юридического лица и его структурных подразделений (при наличии);
  • адрес места (адреса мест) осуществления розничной торговли ЛП
2. Сведения о лицензии на осуществление фармацевтической деятельности с указанием выполняемой работы (оказываемой услуги) по розничной торговли ЛП
3. Адрес сайта (адреса сайтов) в сети «Интернет» и информация о мобильном приложении (при наличии), принадлежащих аптечной организации и (или) владельцу агрегатора, в случае заключения аптечной организацией договора, предусмотренного пунктом 5(1) Правил выдачи разрешения
4. Копии документов (сведения), подтверждающих наличие оборудованных помещений (мест) для хранения сформированных заказов в соответствии с Правилами надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденными приказом Министерства здравоохранения РФ от 31.08.2016 г. № 646н 4. Сведения, подтверждающие расторжение договора, предусмотренного пунктом 5(1) Правил выдачи разрешения
5. Копии документов (сведения), подтверждающих наличие собственной курьерской службы, имеющей оборудование, обеспечивающее поддержание необходимого температурного режима для доставки термолабильных ЛП, или договора с иными лицами, осуществляющими доставку с использованием такого оборудования 5. Сведения, представляемые в связи с изменением информации, предусмотренной пунктом 8 Правил выдачи разрешения
6. Копии документов (сведения), подтверждающих наличие электронной системы платежей и (или) мобильных платежных терминалов, предназначенных для проведения электронных платежей, в том числе с помощью банковских карт, непосредственно в месте оказания услуги 6.Сведения, подтверждающие заключение аптечной организацией, имеющей разрешение, с владельцем агрегатора договора, предусмотренного пунктом 5(1) Правил выдачи разрешения
7. Опись прилагаемых документов (сведений)

При подаче заявления на выдачу или переоформление разрешения представление документов, находящихся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не требуется.

Если при подаче документов на выдачу или переоформление разрешения не будут предоставлены какие-то сведения или документы, в любом случае само заявление и приложенный к нему пакет документов примут, так как оснований для отказа в приеме документов (сведений) в Административном регламенте не предусмотрено. Если в ходе проверки выявятся факты непредоставление каких-либо сведений (документов) или предоставление недостоверных сведений, заявитель получит отказ в выдаче или переоформлении разрешения без шанса исправить оперативно выявленные недостатки, так как основания для приостановления рассмотрения заявления в Административном регламенте тоже отсутствуют. После отказа придется устранить все выявленные факты, послужившие основанием для отказа и подавать заново заявление с приложенными к нему документами.

Внимание: за выдачу разрешения или за переоформления разрешения государственная пошлина или иная плата не взимается.

В Приказе Росздравнадзора от 28.05.2020 № 4394 «Об утверждении Перечня документов, подтверждающих соответствие аптечной организации требованиям, дающим право на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом, Порядка ведения реестра выданных разрешений на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом и форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения при выдаче разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом» в Приложении № 1 указан перечень документов, подтверждающих соответствие аптечной организации требованиям, дающим право на осуществление розничной торговли ЛП для медицинского применения дистанционным способом. Данный Приказ не приведен еще в полное соответствие с Правилами выдачи разрешения, которые были связи с принятием Постановления № 897 существенно изменены с 01.09.2021 года.

Например, в п.1 Приложения № 1 Приказа № 4394 содержится требование о предоставлении документов, подтверждающие осуществление аптечной организацией фармацевтической деятельности на территории РФ (не менее 10 мест), хотя данное требование в части обязательного наличия 10 мест является уже недействительным.

Остальные требования, указанные в Приложении №1 аналогичны требованиям к перечню документов, которые содержатся в Административном регламенте, более того, перечень документов Приложения №1 Приказа № 4394 более детализирован. Например, п. 2 Приложения № 1 Приказа № 4394 гласит, что документами (сведениями), подтверждающими наличие у аптечной организации оборудованных помещений (мест) для хранения сформированных заказов в соответствии с Правилами надлежащей практики хранения и перевозки ЛП, являются в том числе:

  • документы (сведения), подтверждающие наличие принадлежащих аптечной организации на праве собственности или на ином законном основании помещений с конкретизацией номеров материальных комнат для хранения сформированных заказов;
  • документы (сведения), подтверждающие наличие у аптечной организации оборудования, используемого в процессе хранения сформированных заказов (оборотно-сальдовая ведомость, товарные накладные, товарные чеки, инвентаризационные описи, карточки и др.), а именно:
    • системы кондиционирования;
    • холодильные камеры и (или) холодильники;
    • вентиляционная система;
    • термогигрометры (психрометры) или иное оборудование, используемое для регистрации температуры и влажности в помещениях.

Также в отношении документов (сведений), которые согласно Административному регламенту необходимо предоставить в качестве подтверждения наличия у аптечной организации собственной курьерской службы, имеющей оборудование, обеспечивающее поддержание необходимого температурного режима для доставки термолабильных ЛП, или договора со службой курьерской доставки, имеющей такое оборудование, в Приложении № 1 конкретизировано, что к таким документам относятся:

  • документы (сведения), подтверждающие наличие оборудования (термоконтейнер, термобоксы, сумки-холодильники, логгеры, датчики учета температуры и прочее), обеспечивающего поддержание необходимого температурного режима для доставки ЛП (оборотно-сальдовая ведомость, товарные накладные, товарные чеки, инвентаризационные описи, карточки и др.);
  • или договор (сведения о договоре) со службой курьерской доставки, имеющей оборудование, обеспечивающее поддержание необходимого температурного режима для доставки термолабильных ЛП, в котором указываются обязанности каждой из сторон договора, порядок действий и ответственность сторон, перечень оборудования, обеспечивающего поддержание необходимого температурного режима для доставки ЛП.

Что касается документов и сведений относительно наличия у аптечной организации электронной системы платежей и (или) мобильных платежных терминалов, предназначенных для проведения электронных платежей, в том числе с помощью банковских карт, непосредственно в месте оказания услуги, то они конкретизированы в Приказе № 4394 следующим образом:

  • необходимо указать регистрационные номера контрольно-кассовой техники, предназначенной для проведения электронных платежей, в том числе с помощью банковских карт, непосредственно в месте оказания услуги;
  • необходимо указать сведения, подтверждающие регистрацию аптечной организации в системе электронных платежей.

Так как сама дистанционная продажа ЛП совсем новое явления и вносимые изменения в действующие нормативно-правовые акты имеют «свежий» характер возникает зачастую у аптечных организаций вопрос, что является обязательной к размещению на сайте или мобильном приложении информацией. Поясняем, обязательно должна быть на сайте размещена самая важная информация о самом ЛП, начиная от условий хранения и заканчивая описанием взаимодействия с другими ЛП. Всю эту информацию можно с легкостью найти в инструкции к тому или иному ЛП или, как вариант, разместить фотоснимок или отсканированную инструкцию, которая приложена производителем к ЛП, также можно дополнительно прикрепить ссылку на госреестр ЛП.

Желательно, чтобы на сайте, равно как и в приложении, были указаны телефоны справочной службы, позвонив в которую покупатель может получить информацию о том или ином ЛП, его фармакологических свойствах, возможных аналогов и т.д., т.е. всю ту информацию, которую мы обычно получаем при розничной покупке лекарств в аптеках. Дистанционная продажа товаров обязывает также аптечные организации размещать на сайте контакты тех сотрудников, которые несут ответственность за прием заказов и их обработку.

Так как при дистанционной продаже ЛП вовлекаются в обработку персональные данные покупателей, то необходимы помнить о тех требованиях, которые предъявляет ФЗ «О персональных данных», т.е. аптечной организации необходимо обеспечить конфиденциальность и безопасность таких данных.

Не стоит забывать, что в распоряжении курьерской служба обязательно должно быть оборудование, позволяющее обеспечить соблюдение всех требований, которые предъявляются к хранению ЛП, так как ответственность за нарушение требований хранения и доставки в этом случае несет аптечная организация. Очень важно знать, что полная ответственность при выявлении поддельных, некачественных и незаконно ввезенных в РФ ЛП, либо не прошедших регистрацию на территории РФ, возложена на всех сотрудников аптечной и курьерской организаций.

Процедура принятия и проверки заявления и документов

Заполненное заявление на выдачу или переоформление разрешения, как мы уже говорили, предоставляется в электронной форме посредством подачи заявления и документов (сведений) через официальный сайт Росздравнадзора или Единый портал.

Когда заявление поступает в электронном виде в Росздравнадзор, то первоначально ответственный исполнитель проверяет его на полноту и достоверность представленной в заявлении и документах (сведениях) информации.

Далее в течение 4 рабочих дней со дня приема заявления и документов (сведений) ответственный исполнитель с учетом результатов проверки готовит проект приказа о выдаче разрешения или об отказе в выдаче разрешения, после чего он составляет проект данного приказа, который, в свою очередь, подлежит согласованию с начальником отдела, осуществляющего выдачу разрешений.

После согласования в течение одного рабочего дня разрешение подписывается ЭЦП руководителя (заместителем руководителя) территориального органа Росздравнадзора. Само разрешение или отказ приходят в личный кабинет на сайте Росздравнадзора или Единого портала.

Таким образом, результатами рассмотрения заявления о выдаче разрешения или переоформлении разрешения может быть один из четырех вариантов:

  1. Направление заявителю разрешения;
  2. Направление заявителю уведомления об отказе в выдаче разрешения с указанием причин отказа;
  3. Направление заявителю переоформленного разрешения;
  4. Направление заявителю уведомления об отказе в переоформлении разрешения с указанием причин отказа.

Согласно п. 51 Административного регламента критерием принятия решения о выдаче или отказе в выдаче разрешения является наличие или отсутствие оснований для отказа в выдаче разрешения.

Если Вам откажут в выдаче разрешения, то этот мотивированный отказ в 3-дневый срок со дня принятия решения об отказе, заявитель получит в своем личном кабинете.

Что касается прекращения действия разрешения, то согласно п. 29 Правил выдачи разрешения основаниями для прекращения действия разрешения являются:

  • прекращение действия лицензии на осуществление фармацевтической деятельности у аптечной организации;
  • несоответствие аптечной организации требованиям, указанным в пункте 5 Правил выдачи разрешения;
  • двукратное и более в течение одного календарного года со дня выдачи разрешения привлечение аптечной организации к административной ответственности в соответствии со статьями 6.33 и 14.4.2 КоАП РФ;
  • решение аптечной организации о прекращении осуществления розничной торговли ЛП.

Если будет установлен хотя бы один из перечисленных выше фактов, то Росздравнадзор правомочен в данном случае в течение 3 рабочих дней со дня установления факта принять решение о прекращении действия разрешения аптечной организации, о чем уведомляются аптечная организация и владельцы агрегаторов, с которыми аптечная организация заключила договор и вносятся соответствующие сведения в реестр выданных разрешений.

И так, еще раз определимся со сроками:

Для принятия решения о выдаче (об отказе в выдаче) и направление разрешения Росздравнадзору дается 5 рабочих дней со дня поступления в территориальные органы Росздравнадзора заявления.

Для направления уведомления об отказе в выдаче разрешения установлен срок в 3 календарных дня со дня принятия решения об отказе в выдаче разрешения.

Принятие решения о переоформлении (об отказе в переоформлении) и направление разрешения составляет 5 рабочих дней со дня поступления в территориальные органы Росздравнадзора заявления о переоформлении.

На отправку уведомления об отказе в переоформлении разрешения Росздравнадзору утвержден срок 3 календарных дня со дня принятия решения об отказе в переоформлении разрешения.

Еще раз отметим, что реестр выданных разрешений Росздравнадзор ведет на своем официальном сайте.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) территориального органа Росздравнадзора, а также его должностных лиц

В Административном регламенте определен порядок досудебного (внесудебного обжалования решений или же каких-либо действий (бездействий), которые по мнению заявителя допустило должностное лицо Росздравнадзора при принятии решения в выдаче или отказе выдаче решения или при переоформлении разрешения.

Согласно п.86 Административного регламента заинтересованные лица вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц территориальных органов Росздравнадзора и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе предоставления государственной услуги, в досудебном (внесудебном) порядке.

Сам процесс такого обжалования осуществляется в соответствии с нормами ст. 11.2 ФЗ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 20.11.2012 г. № 1198 «О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного, (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг».

В п. 88 Административного регламента перечислены те случаи, в которых заинтересованные лица могут обратиться с жалобой. Перечислим их:

  1. нарушение срока регистрации заявления;
  2. нарушение срока предоставления государственной услуги;
  3. требование представления заявителем документов (сведений), не предусмотренных нормативными правовыми актами РФ;
  4. отказ в приеме документов (сведений), представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами РФ;
  5. отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ;
  6. требование о внесении заявителем при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами РФ;
  7. отказ должностных лиц в исправлении допущенных опечаток и ошибок в запрашиваемых сведениях;
  8. нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
  9. приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.

В свою очередь, сам исполнитель, ответственный за выдачу или переоформления того или иного разрешения, несет персональную ответственность за:

  • рассмотрение документов, представленных заявителем;
  • соблюдение сроков и порядка приема документов;
  • соблюдение сроков и порядка предоставления государственной услуги.

На сайте Росздравнадзора для удобства пользователей есть раздел, который поименован как: «Досудебный порядок обжалования решения и действий (бездействия) Росздравнадзора (территориального органа) по исполнению государственной функции, а также должностных лиц». Пройдя по ссылке в данном разделе сервис перенаправляет на сайт госуслуг, через который уже отправляется сама жалоба. Жалоба должна быть рассмотрена Росздравнадзором (территориальным органом) в срок, не превышающий 30 дней со дня ее регистрации в Росздравнадзоре или его территориальном органе. По итогам рассмотрения жалобы заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ, содержащий результаты рассмотрения жалобы.

Заключительные положения

Дистанционная продажа лекарств — новое явление на рынке розничной реализации товаров. Ее появление именно в 2020 году большей степенью было обусловлено состоянием всеобщего локдауна и ограничениями в перемещении граждан нашей страны в связи с распространением коронавирусной инфекции. Постепенно законодатель продолжает дорабатывать эту сферу и улучшать ее в правовом плане. Пока мы с вами имеем возможность дистанционно приобретать только безрецептурные ЛП, но возможно в скором времени мы увидим в продаже и лекарственные средства, которые отпускаются по рецептам. Для этого необходимо запустить в работу систему выдачи рецептов в электронном виде, чтобы фармацевт смог отследить данный рецепт при продаже рецептурного ЛП дистанционно.

В то же время, дистанционная продажа ЛП влечет за собой риски увеличения объемов реализации недоброкачественной, фальсифицированной фармацевтической продукции. Выдача разрешения – это не формальность и не бюрократические издержки, выдача разрешения является формой контроля при продаже ЛП дистанционным способом, так как позволяет допускать к такой продаже аптеки, которые соответствуют всем установленным требованиям. Это первичная стадия контроля, который на этом не заканчивается, а имеет свое продолжение в виде маркировки ЛП и в общественном контроле (общественный контроль является дополнительным, но не менее важным элементом, это контроль, который проводится неограниченным кругом лиц, в частности, такую проверку проводят сами клиенты путем изучения информации об организации, ЛП, возможности заказа ЛП, фармаконадзоре и лицензионном контроле).

Когда дистанционная продажа ЛП осуществляется без законных оснований (в отсутствии разрешения или лицензии и т.д.), происходит бесконтрольное обращение ЛП, что в свою очередь, может повлечь за собой возникновение угрозы здоровью и жизни потребителей ЛП. С другой стороны, государственный и общественный контроль дает определенные гарантии покупателям и возможность получить квалифицированную консультацию у фармацевта по телефону или путем обращения через сайт при выборе того или иного ЛП. Если аптека работает легально, имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и разрешение на дистанционную продажу ЛП, то в случае продажи ЛП ненадлежащего качества или нарушения условий доставки (недоставка ЛП, когда ЛП было предварительно оплачено, ошибочная доставка не того ЛП, истекший срок годности и др.) такой покупатель всегда может рассчитывать на помощь соответствующих государственных надзорных органов в решении данной проблемы.

Важно всегда помнить, что использование сайтов и приложений аптечных организаций, работающих без разрешений, просто-напросто небезопасно и может привести к покупке фальсифицированных, контрафактных и некачественных ЛП, которые хранятся или доставляются с нарушением установленных требований.

Сами аптечные организации должны не забывать об ответственности, которая может наступить в случае осуществления дистанционной продажи ЛП без соответствующего разрешения. За осуществление дистанционной продажи ЛП без разрешения Росздравнадзора аптечная организация может быть привлечена к административной ответственности в соответствии с п.2 статьи 14.1 КоАП РФ — осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

И в заключение хочется отметить: если вы владелец аптечной организации и самостоятельно организовать деятельность по дистанционной продаже для вас как собственника аптеки затруднительно, или же если вы сомневаетесь в правильности ваших действий и выполнении всех требований, то для реализации лекарственных препаратов без боязни что-то упустить или сделать не так и избегания различных негативных последствий, лучше обратиться к опытным юристам, которые специализируются на фармацевтическом праве.

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ