Отдельные направления медицинской деятельности
Госдума приняла закон о восстановлении вытрезвителей: последствия для медорганизаций и медработников
Госдума приняла закон о восстановлении вытрезвителей: последствия для медорганизаций и медработников

Госдума приняла закон о восстановлении вытрезвителей: последствия для медорганизаций и медработников

Василий Орленко, к.ю.н, управляющий партнёр «Б&О Барристерс»

Сегодня Государственной Думой был окончательно принят законопроект, предусматривающий восстановление системы вытрезвителей. Скорее всего, он в самое ближайшее время будет одобрен Советом Федерации и подписан Президентом.

Отмечу, что принятие данного закона имеет важное значение для врачей и медицинских организаций. В течение нескольких последних лет, после ликвидации вытрезвителей, всех лиц, найденных на улице в состоянии опьянения, доставляли в медицинские организации. Особенно от этой проблемы страдали сотрудники скорой помощи — выезды по поводам «человеку стало плохо на улице» или «человек лежит без сознания» нередко заканчивались обнаружением вполне здорового, в чем-то даже счастливого, но беспробудно спящего «тела», переборщившего с недавним возлиянием.

Конечно же, оставлять его спящим на улице было бы негуманно и аморально: даже в летние месяцы возможны заморозки, кроме того, бессознательный гражданин представляет собой заманчивую цель для различных криминальных элементов. И это не говоря о юридической стороне дела. При некоторых обстоятельствах оставление пьяного гражданина на произвол судьбы может толковаться как «оставление в опасности», что предусматривает уголовную ответственность.

Поэтому спор в приемном отделении между «скоряком» и дежурным врачом, по поводу таких граждан стал вполне заурядным явлением. Необходимо понять и позицию дежурного врача, не желающего принимать такого «пациента». Слово «пациента» взято мной в кавычки не просто так: мы не говорим о состоянии алкогольного делирия (в просторечии — «белая горячка»), отравлении алкоголем, выраженном абстинентном синдроме и других случаях, когда пациенту необходима медицинская помощь. В таких случаях никаких споров не возникает: медпомощь как оказывалась, так и будет оказываться, а закон, принятый сегодня Думой, вообще не имеет к таким пациентам отношения.

Мы говорим о несколько другой ситуации: когда имеет место банальное алкогольное опьянение и всё, что нужно пациенту — это «проспаться». В подобных ситуациях совершенно непонятно что делать: гражданин не страдает никаким заболеванием и юридически не является «пациентом». Соответственно, никаких оснований для того, чтобы держать его в медицинской организации нет. Более того — так как мы говорим о личностях, дошедших до стадии опьянения, исключающей возможность продуктивного контакта, то получить от них согласие на госпитализацию не представляется возможным. А, следовательно, их оставление в медицинской организации может быть потом истолковано как незаконная принудительная госпитализация. Еще стоит помнить и о том, что такие личности нередко асоциальны и склонны к агрессивному поведению. Да и в том случае, если они ведут себя тихо, то всё же занимают койкоместо и отбирают ресурсы, предназначенные для пациентов, которые действительно нуждаются в медицинской помощи. Во времена СССР подобный «контингент» отправлялся в вытрезвители, но после их ликвидации, он стал «головной болью» медорганизаций.

Таким образом, принятый сегодня Государственной Думой законопроект способен значительно разгрузить медицинские учреждения и снять правовые коллизии, связанные с поступлением в медорганизации здоровых граждан, находящихся в состоянии алкогольного опьянения.

Давайте уточним кто, в соответствии с принятым законопроектом, может быть доставлен в вытрезвитель. Это:

  1. граждане, находящиеся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утратившие способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке;
  2. 2) граждане, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу (по письменному заявлению граждан, находящихся совместно с ними в жилище).

Стоит отметить, что для указанных категорий граждан сохраняется альтернативная возможность доставки в медицинскую организацию. Это пригодится в тех случаях, когда невозможно точно сказать имеет ли место обычное опьянение, или же всё же речь идет о какой-либо патологии. Ведь не секрет, что состояние опьянения (а тем более такое, когда нарушена способность ориентироваться в окружающей обстановке) значительно осложняет диагностику и может маскировать наличие заболевания, требующего профессиональной медицинской помощи.

Говоря о системе вытрезвителей, предусмотренных законопроектом, необходимо отметить особенность их финансирования. Согласно законопроекту, содержание таких вытрезвителей должно осуществляться за счет средств бюджетов субъектов РФ. Как известно, у многих субъектов РФ бюджеты и так дефицитные — вследствие этого уже сейчас возникают предложение о создании вытрезвителей в рамках государственно-частного партнерства, о введении платы за пребывание в вытрезвителе (которая, естественно, будет взиматься с гражданина, который был доставлен туда).

В связи с этим встает закономерный вопрос — не возникнет ли на этой почве злоупотреблений, похожих на те, что мы видели во время «антиалкогольной компании» 80-ых? Не произойдет ли так, что человека с легким запахом алкоголя будет задерживать полиция и доставлять в вытрезвитель? Только, в отличие от восьмидесятых, это будет делаться не для того, чтобы получить одобрение партийных органов, а с гораздо более приземленной целью: взять с доставленного оплату за пребывание в вытрезвителе и тем самым поддержать скудный региональный бюджет.

Надеюсь, что злоупотреблений, описанных выше, не произойдет. Лично я считаю, что принятие закона, предусматривающего выведение лиц с опьянением из-под сферы медицинских организаций — это безусловно позитивное нововведение. Вместе с тем, вопрос функционирования вытрезвителей очень тонок, поскольку затрагивает не только медицину, но и личные права человека. Поэтому я полагаю, что восстановление системы вытрезвителей может, конечно, принести пользу — но только при наличии строгого контроля за их деятельностью и исключения инцидентов, когда вытрезвители используются в качестве «карательной меры для неугодных», или же как неофициальная замена штрафа для пополнения регионального бюджета.

В настоящее время принятый законопроект содержит лишь норму, устанавливающую возможность создания вытрезвителей, но никак не регламентирует порядок их функционирования, процедуру доставки в них граждан и особенности пребывания упомянутых граждан в вытрезвителях. Вместе с тем, принятый законопроект предусматривает разработку в будущем совместного Приказа Минздрава, МВД и Минтруда, которым будет утвержден порядок оказания помощи в вытрезвителях. Повышение качества нормотворческой техники, которое демонстрируют органы власти в последние годы, позволяет надеяться, что этот Порядок не ограничится декларативными нормами и сможет в достаточной мере гарантировать права граждан, поступивших в вытрезвители. После того как предусмотренный законопроектом совместный Приказ Минздрава, МВД и Минтруда будет принят, мы обязательно проанализируем его с юридической точки зрения и опубликуем результаты своего анализа.